Специальный выпуск

Четыре стихии

Универсальная концепция для анализа и прогнозирования.

Концепция четырёх стихий существует с античных времён.
Она может помочь разобраться в сложных вещах и процессах.
Эта концепция не сможет изменить то, что изменить нельзя.
С ней проще принять то, что изменить невозможно.

1
Характер
Уникальная комбинация четырёх стихий формирует то, что мы называем человеческим характером.
Как правило, в характере человека доминируют две –три стихии. Реже бывают ситуации, когда все четыре стихии развиты более или менее равномерно. Ещё реже встречаются люди, в которых проявляется только одна стихия. Разве что в художественных произведениях. В разные жизненные периоды какая-то стихия может утихать, высвобождая место для другой.
Земля
Флегматик (по Гиппократу)
Ощущения (По Юнгу)

Фундамент/начало/принципы/закон/правила/физические ощущения/безопасность/постоянство/дисциплина/надёжность/материальные блага.
Огонь
Холерик (по Гиппократу)
Чувства, эмоции (по Юнгу)

Конкуренция/лидерство/самовыражение/яркость/общение/креативность/эмоции/популярность.
Вода
Меланхолик (по Гиппократу)
Мышление (по Юнгу)

Анализ/разнообразие/критичность/минимализм/здравый смысл/границы/поиск нового/внимание к деталям/любопытство/рациональность.
Воздух
Сангвиник (по Гиппократу)
Интуиция (По Юнгу)

Легкость/баланс/осознанность/трансцендентность/альтруизм/доверие жизни/умение объединять/умение видеть главное.

2
Колесо баланса
Взгляд на известный инструмент с точки зрения концепции четырёх стихий.
Внешний баланс
стабильность/разнообразие/забота о себе/забота о других
У каждого человека есть четыре основные базовые потребности, которые образуют две дуальные пары: "стабильность – разнообразие" и "забота о себе – забота о других".
Тони Роббинс считает, что помимо этих четырёх есть еще дополнительные две, которые присущи высокоразвитым людям. Но четыре базовые потребности есть у всех.

Стабильность – (стихия земли). Человеку необходимо иметь почву под ногами. Законы, правила, принципы, стандарты. Стабильность, безопасность, предсказуемость. Однако, если ничего нового очень долго не происходит, наступает застой и деградация.

Разнообразие – (стихия воды). Чтобы не было застоя и деградации, нужно засыхающую "землю" полить "водой", метафорически говоря. Стихия воды отвечает за разнообразие, вариативность, сюрпризы и новшества. Умение замечать изменения и приспосабливаться к ним. Способность вовремя реагировать на всевозможные вызовы. Если же "воды" слишком много, начинается хаос, непредсказуемость, тревога, страх, паника. В таких случаях следует уравновешивать "землёй" и регулировать рутинными ритуалами, гибкими принципами и универсальными правилами.

Забота о себе – (стихия огня). Потребность в самовыражении, в удовлетворении своих желаний. Хобби и любимые занятия. Общественной признание. Ощущение своей ценности, нужности и важности. Если "огня" слишком много, усиливается самолюбование, нарциссизм и эгоцентризм. Чтобы сбалансировать ситуацию, необходимо чтобы было больше "воздуха".

Забота о других – (стихия воздуха). Потребность приносить пользу людям. Человек – социальное существо и всем нам важно быть среди людей. Альтруизм, забота о ближнем, вклад в развитие общества, участие в социально важных проектах. Но при этом важно быть самостоятельным и не убегать от своих задач: "Мне ничего не надо, я живу для людей". Если же это произошло, необходимо избыток "воздуха" уравновесить "огнём".
Внутренний баланс
чувства/мысли/ощущения/осознанность
Человек воспринимает жизнь как непрерывный поток ощущений: физические ощущения (стихия земли), эмоциональные ощущения (стихия огня), ментальные ощущения (стихия воды). Точка, откуда исходит внимание, которое отслеживает эти ощущения – осознанность (стихия воздуха).

Физические ощущения – (земля). Если человек испытывает сильные физические ощущения, такие как боль или оргазм, он в это мгновение не испытывает эмоций ("огонь"), не может думать ("вода") и не находится в состоянии осознанности ("воздух").

Эмоции и Чувства – (огонь). Когда человек находится в сильном эмоциональном возбуждении, он не может мыслить рационально, не испытывает телесных ощущений (как, например, у артиста может пройти сильная боль, когда он выходит на сцену), и не является осознанным.

Мысли – (вода). Когда человеку необходимо что-то обдумать и погрузиться в мыслительный процесс, ему эмоции и физические ощущения могут помешать. Также отключается осознанность, когда внимание сосредоточено на решении умственных задач.

Осознанность – (воздух). Осознанность – это то место, откуда можно "наблюдать" за чувствами, мыслями и физическими ощущениями, не вовлекаясь в них. Переместиться в сектор осознанности можно заметив своё вовлечение в те или иные ощущения.

Невозможно находиться в одном секторе всё время. Важно научиться перемещаться при необходимости из одного сектора в другой и тем самым поддерживать баланс.

Подробнее о балансе можно почитать здесь.

3

Циклы

Очень многие процессы являются цикличными. Какие-то события внутри этих процессов можно объяснить и спрогнозировать при помощи концепции четырёх стихий.
Экономика, бизнес, стартапы
инвестиции/рост/кульминация/спад
Экономика развивается циклично. Как минимум две теории экономических циклов (циклы Кондратьева и циклы Жюгляра) сходятся в том, что каждый цикл состоит из четырех фаз: взрывное начало, бурный рост, рецессия и спад.
Через похожие циклы проходят бизнес-процессы, стартапы, развитие технологий.

Инвестиции (стихия земли) – Начало цикла. Вкладывается много сил, энергии, времени и денег. Это можно сравнить с посевным периодом в фермерском хозяйстве. Много вложений, отдачи почти никакой. Надежды, энтузиазм, вера в будущий урожай.

Рост (стихия огня) – Если вложения были удачными и появились первые ростки, наступает время активной работы. Необходимо продолжать ухаживать и заботиться. Оберегать от вредителей, удалять сорняки.

Кульминация (стихия воды)– Время когда все идёт само собой. Вкладываться уже почти не нужно. Бизнес-процессы отлажены. Основное внимание уделяется тому, чтобы не мешать естественным процессам. Это время сбора урожая.

Спад (стихия воздуха)– Затишье. Наступает время анализа и подведения итогов. Время принятия решения, продолжать ли вкладываться при выходе на новый этап развития (новый цикл) или открывать новое дело.
Циклы общественной жизни
революция/бурное развитие/изобилие/застой
Общественная жизнь тоже развивается циклично. Эти циклы также состоят из четырёх фаз. О повторении этих циклов начиная с эпохи Ивана Грозного в статье Дмитрия Быкова. В каждой фазе рождается своё поколение.

Революция (стихия земли) – Взрывное начало. Появление множества новых идей. Бедность, социальные институты не работают, но в обществе энтузиазм и надежды на будущее. Эксперименты в искусстве, политике, экономике. Весело и страшно. Архетип поколения – "Герой".

Бурное развитие (стихия огня) – Фаза активного роста. Идеи, посеянные на первом этапе начали давать всходы. Обостряется конкуренция между разными идеями (а также странами, отстаивающими те или иные идеи) и переходит в фазу конфликта всех со всеми. Архетип поколения – "Художник".

Изобилие (стихия воды) – Отжившие идеи уходят в прошлое, перспективные начали приносить плоды. Начинается мирная сытая жизнь. Социальные институты укрепляются, появляется стабильность, спокойствие. Улучшается жизнь во всех сферах. Архетип поколения – "Пророк"

Застой (стихия воздуха) – Стабильность начинает надоедать. Спокойствие превращается в топтание на одном месте. Общество развивается и появляется потребность двигаться дальше. Старые идеи отжили своё, а новые пока не появились. На горизонте маячит новая революция. Архетип поколения – "Странник".
Ежедневные циклы
утро/день/вечер/ночь
Продуктивность можно увеличить, если максимально эффективно использовать время, находясь в той или иной фазе суток.

Утро (земля) – Начало нового дня. Как будут заложены его основы, так он и пройдёт. Здоровый завтрак, медитация, дневник, физические упражнения, гигиенические процедуры. Подробнее об этом в книге "Магия утра".

День (огонь) – Активная фаза. Время воплощать планы в жизнь. Если нет своих планов – воплощать планы руководства. Чем эффективней будут сделаны дела, тем приятнее будет расслабление в следующей фазе.

Вечер (вода) – Время уделить внимание себе. Подведение итогов, составление планов на следующий день, занятие любимым делом. Тёплая ванная, любимый сериал (книга, компьютерная игра), общение с близкими (если есть).

Ночь (воздух) – Время отдыха и перезагрузки. Чем глубже сон, тем полнее восстановление. О важности сна Арианна Хаффингтон написала книгу.

4
Бесконфликтное общение
Коммуникация на разных уровнях психологического развития.
Помимо действительного, "паспортного" возраста, у каждого человека есть психологический возраст. Далеко не всегда психологический возраст соответствует "паспортному". Абсолютно естественно, когда дети ведут себя как дети. Печально, когда взрослые люди "застревают" в прошлом. На каждом уровне свои способы решать конфликты.

Детский уровень (стихия земли).
Физический уровень. Не умея договариваться, да и просто не умея разговаривать, малыши пускают в ход кулаки. Таскают за волосы, пинают, кусают, щипают друг друга. Причём, мальчики имеют преимущество не только и не столько потому что они от природы сильнее, сколько по причине социального одобрения. Для мальчиков "нормально" драться. Девочкам драться "не положено". Но девочкам "можно" плакать, обижаться, эмоционировать разными способами. А мальчикам плакать и вообще проявлять "не мужские" эмоции если не предосудительно, то не очень поощряется.

Подростковый уровень (стихия огня).
Эмоциональный уровень. Драки на этом уровне пресекаются взрослыми более решительно. То, что детям было позволительно, для подростков неприемлемо. Да и сами подростки сторонятся тех, кто решает вопросы только при помощи кулаков. У каждого подростка внутри происходит революция. Бушующие гормоны рождают эмоциональные взрывы. Влюблённость, страсть, дружба, вражда, обиды.
Психологическое отделение от родителей, поиск смысла жизни, знакомство с миром вне семьи. Конфликты на этом уровне решаются уже не физически, но еще не совсем дипломатически. Шантаж, манипуляции, угрозы, троллинг, ультиматумы. Черно-белое категорическое мышление. Кто не друг – тот враг. Основной способ конфликтовать – при помощи скандалов. Драки всё ещё могут случаться, но гораздо реже, чем в детстве.
На этом уровне девочки, как правило, "обгоняют" мальчиков. Так как навык решения конфликтов без драк появляется ещё в детском саду. Мальчики, если прикладывают достаточно усилий, смогут "догнать" девочек только на следующем уровне. Но могут замкнуться в себе, обозлиться и откатиться на предыдущий уровень, где они были успешнее и эффективнее. Такое встречается редко, и скорее исключение, чем правило.

Взрослый уровень (стихия воды).
Интеллектуальный уровень. Люди на этом уровне достигают взаимопонимания дипломатическим путём. При помощи логических доводов. Здесь появляется умение понять противоположную точку зрения и найти компромисс. Находить то, что будет объединять и работать на достижение общей цели. Партнёрский уровень. Люди на этом уровне иногда могут скатываться в скандалы, или ещё на уровень ниже, доходить до рукоприкладства (если слабо развит эмоциональный интеллект), но чаще всего этого не происходит. Есть понимание, что скандалы и драки не работают на укрепление взаимоотношений. На этом уровне люди умеют договариваться.

Зрелый уровень (стихия воздуха)
Духовный уровень. Бесконфликтное общение. Каждый находится внутри своих границ, но при этом умеет действовать в поле общих интересов. Интуитивно поддерживается необходимая дистанция. Люди находятся достаточно близко друг к другу, чтобы было комфортно. Но при этом не приближаются слишком близко, чтобы не доставлять партнёру неудобств.
Нет необходимости привязываться друг к другу, так как это уже свободные люди. Но понимание, что найти себе партнёра, который достиг такого же психологического уровня, довольно сложно, вызывает желание беречь эти взаимоотношения.


Подробнее в мини-курсе "Эмпатия"

5

Человек и социум

Способы взаимодействия с обществом на разных жизненных этапах.
Вне зависимости от социального строя, уровня жизни, религии и других факторов, во многих странах (как на Западе, так и на Востоке) требования социума к индивиду меняются на протяжении его (индивида) жизни.
Несмотря на то, что социальное давление в развитых странах и мегаполисах существенно меньше (и, кроме того, постоянно снижается), чем в развивающихся странах и небольших городах, тем не менее, игнорировать требования общества не получится.

Обучение (стихия земли)
Приобретение знаний. Ученичество. Профессиональная практика под наблюдением наставника. Возможен поиск идеалов, кумиров и примеров для подражания. Исследование собственных границ. Попытки найти баланс через впадение в крайности.
Требования социума сводятся к соблюдению установленных норм и выполнению существующих правил. При невысоких требованиях, тем не менее, высокие ожидания.
Человек на этом этапе ищет ответ на вопрос: "Что я могу?"

Вхождение в социум (стихия огня)
Фаза активных действий. Переход от обучения к практике. Создание семьи, воспитание детей, профессиональный рост. Участие в формировании новых социальных структур. Наступает время, когда можно не только играть по правилам, придуманным предыдущими поколениями, но и создавать новые, отвечающие требованиям времени.
Общественные ожидания от человека – проактивное ответственное поведение. Забота, как минимум, о себе. Как максимум – не только о себе, но и об окружающих (семья, маленькие дети, стареющие родители).
Завоевание общественных высот, удовлетворение амбиций и реализация желаний.
Человек на этом этапе задаётся вопросом: "Что я хочу?"

Наставничество (стихия воды)
Самореализация через обучение и передачу опыта. Более активное участие в жизни общества, а не только своей семьи и ближнего круга. Время отдавать то, что было получено на более ранних этапах жизни.
Общественные ожидания от человека в этом возрасте снижаются. У человека появляется больше свободы. Если первые два этапа были прожиты продуктивно, то человек распоряжается этой свободой разумно, практически не совершая ошибок.
Ошибки в этом возрасте обходятся гораздо дороже, чем раньше.
Недостаток энергии компенсируется более осознанными действиями.
Происходит переход от количества к качеству.
Становится актуальным вопрос: "Что я оставлю после себя?"

Отход от дел (стихия воздуха)
На этом уровне человек больше погружён в себя. Подводятся итоги жизненного пути, угасают желания и амбиции, социальная жизнь волнует всё меньше и меньше.
Если предыдущие этапы были пройдены успешно, человек становится моральным и духовным авторитетом (в семье, в профессии, в обществе). И в ответ получает всестороннюю поддержку, уважение, заботу и любовь.
Если этого не произошло, то человек превращается в вечно недовольного старика (старуху), который(ая) отравляет жизнь себе и окружающим.
Но в любом случае, социальные ожидания и требования от зрелого человека сводятся к минимуму.

6
Уровни развития
Пирамида потребностей Маслоу через призму концепции четырёх стихий.
Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Николай Островский, "Как закалялась сталь".
Первый уровень: Земля.
Базовые потребности, безопасность.
На этом уровне задача обеспечить себе физическую автономию, найти своё место в обществе. Жилье, одежда, еда. Освоение профессии и минимальных коммуникативных навыков. Стабильный доход, физическая безопасность. Основная движущая сила – деньги, материальные блага.

Второй уровень: Огонь.
Потребность в признании, активная социальная жизнь.
Удовлетворив потребность в необходимом, человек начинает искать лучшее. Не какое-нибудь жильё, а хорошее. Не просто еда, а вкусная, полезная, дорогая, изысканная. Не обычная одежда и обувь, а дорогие бренды и модные модели. Активная социальная жизнь – тусовки, вечеринки, путешествия. Меняется круг общения. Теперь интересны люди, любящие яркую жизнь, потребляющие всё новое, лучшее и авангардное. Появляется активная социальная позиция. На этом уровне начинает развиваться эмоциональный интеллект. Хочется увидеть, испытать и попробовать всё, что получится.

Третий уровень: Вода.
Познавательные и эстетические потребности.
После того, как многое испытано, пройдено и накоплено, приходит время сортировать и отбирать для себя своё. Концентрация на важном, главном и необходимом. Минимализм, отказ от ненужного. Наводится порядок в вещах, делах, социальных ролях. В общении с другими выстаиваются границы. В эмоциональной жизни прекращаются бури. Появляется трезвость, рациональность, зрелость, самостоятельность. Вырабатывается умение отличить то, на что можно повлиять от того, на что повлиять невозможно.

Четвёртый уровень: Воздух.
Потребность в самореализации.
На этом уровне ум ослабляет свою хватку. Появляется доверие жизни. Вырабатывается умение находиться в жизненном потоке здесь и сейчас. Будущее присутствует в виде концепции, которая определяет действия в сегодняшнем дне, но не рождает надежду и упование. Прошлое не давит на плечи, теперь можно путешествовать налегке.
Вырабатывается навык балансировать, придерживаясь золотой середины.
Все четыре стихии проявляются гармонично и равномерно.
Человек живёт свою жизнь.

Умный понимает, как все устроено в мире. А мудрый умеет действовать вопреки этому.
Фазиль Искандер, писатель.

7
Жизнь как игра
Жизнь интересной увлекательной при помощи баланса четырёх стихий.
Земля
Правила и уровни
Игра невозможна без правил.
Правила – это границы, внутри которых происходит игра.
Освоившись на начальном уровне, есть возможность расти вверх.
Чем выше уровень, тем сложнее правила, тем интереснее игра.
На следующий уровень можно пройти, когда выполнена миссия предыдущего уровня.

Огонь
Челленджи и риск
Нет никаких проблем – есть челленджи.
Нет никаких гарантий – есть риск.


Вода

Неопределённость и головоломка
Неопределённость – неотъемлемая часть игры.
Если известно, чем закончится игра, то это уже не игра.

Головоломка – это то, на что потребуется интеллект и время, а не эмоции или физическая выдержка.

Воздух
Удача и импровизация
Импровизация – это то, что возможно на высоком уровне. Когда правила выучены и есть способность входить с состояние "потока".
Чтобы удача улыбалась как можно чаще, важно быть внимательным к возможностям, которые случаются постоянно.
Для этого необходимо быть включённым в жизнь.
Жизнь и есть игра.


Подробнее в мини-курсе "Игра"

Умный понимает, как все устроено в мире. А мудрый умеет действовать вопреки этому.
Фазиль Искандер, писатель.

Другие публикации