Любопытство

Почему?
Зачем?
Как?
Почему в детстве жизнь кажется прекрасной, а во взрослом возрасте это ощущение уходит?
Зачем мы закрываемся в своём маленьком мирке и неохотно впускаем новое?
Как вернуть себе ощущение, что мир огромен, а жизнь прекрасна?

Ответы на эти и другие вопросы в новом мини-курсе "Любопытство".
Я хорошо знаю, что у меня нет особого таланта — любопытство, навязчивость и упорная выносливость в сочетании с самокритикой привели меня к моим идеям.
— Альберт Эйнштейн.
1
Зачем?
Знакомство со своим любопытством
  • Любопытство – важное и неотъемлемое качество человеческого ума. Его невозможно "выключить".
  • С годами любопытства не становится меньше, просто мы не замечаем, как тратим его на ненужное.
  • Задача стоит не в том, чтобы развивать своё любопытство. Скорее имеет смысл разобраться, что мешает моему любопытству проявляться в естественной форме. Чем оно "зажато"?
  • Регулярно задавая себе вопрос "Зачем я это делаю?" во время привычных ежедневных занятий, нам многое о себе становится понятно.
  • Попробуйте прямо сейчас НЕ решать в голове этот пример: "3+2=?".
2
А что, если...?
Когда страха меньше, чем радости.
  • У каждого человека есть потребность в новых событиях и переменах, которая уравновешивается потребностью в стабильности и безопасности.
  • Любопытство приводится в движение коктейлем из двух эмоций – радости и страха (радости от перемен и страха непредсказуемого будущего). Страх в небольших дозах полезен – он оберегает от необдуманного риска и непоправимых ошибок. В больших дозах страх обездвиживает.
  • Очень сложная ситуация – "двойной захват страха" – когда с одной стороны, человек боится начинать новое, а с другой – боится потерять то немногое (или многое), что у него есть.
  • Чем больше страха, тем сильней человек зажимается. Это может привести к депрессии или даже апатии, когда страх полностью вытесняет радость и сам "схлопывается". Человек полностью погружается на эмоциональное дно. Наступает эмоциональное выгорание.
  • Как ни странно, полное выгорание может быть отправной точкой для нового периода. Достигнув дна, человек может от него оттолкнуться и начать всплывать. Поскольку страха не осталось, человек может стать бесстрашным.
  • Побывав однажды на дне, у человека может выработаться "иммунитет" к беспечному и нелюбопытному поведению. Понимание, что необходимо осваивать новое, может поддерживать любопытство на нужном уровне.
  • У проактивных людей в этом коктейле радости больше. У всех остальных наоборот – чем больше страха, тем меньше радости
  • Все люди делятся на две категории. Одни говорят:"А что, если..?", другие: "А что, так можно было?"
3
Что я чувствую?
После гнева и грусти опять наступит радость.
  • Человек может испытывать четыре базовых эмоции (радость, страх, гнев и грусть) и их комбинации. Любопытство обычно запускает комбинация радости и страха. Но иногда к ним "примешивается" гнев или грусть.
  • Гнев в больших количествах обычно проявляется у подростков. Тинейджерам любопытно: "А что будет если...(подставьте любое действие, совершаемое назло и вопреки)?"
  • В умеренных количествах гнев рождает азарт и желание посоревноваться. Вызовы, челленджи и приключения – для всего этого необходимо небольшое количество гнева.
  • Гнев – очень сильная эмоция, которая может быть разрушительной. И лучше направить её на разрушение, например, иллюзий. Или сделать уборку в квартире.
  • Грусть появляется всегда, когда любопытство было удовлетворено. Обычно после радости, но иногда и после разочарования.
  • Иногда после грусти ничего не остаётся. Или остаётся пустота. Очень непривычное ощущение. Но после пустоты начинается новый этап.
  • Новые планы, новые горизонты, новые мечты и новый виток любопытства. Новый коктейль из радости и страха.
  • Многие знания умножают печаль. Но многие знания умножают и радость.
4
Вширь или вглубь?
Прежде чем начать копать, важно оглядеться вокруг.
  • Диверсионное (diversive) любопытство – "любопытство вширь". Этот тип любопытства помогает увидеть все возможные варианты, всю ситуацию целиком. Оно поверхностное (это минус), но гарантирует разнообразие (это плюс).
  • Эпистемическое (epistemic) любопытство – "любопытство вглубь". Этот тип любопытства позволяет разобраться в сложных вещах, даёт возможность "докопаться" до сути. Оно глубокое (это плюс), но узко направленное (это не всегда плюс).
  • Оба типа любопытства важны. Чтобы избежать перекоса в одну из сторон, необходимо поддерживать баланс, который находится посередине между ними.
  • Если есть перекос в сторону "любопытства вширь" – неизбежно ощущение бессмысленности жизни. Может начать казаться, что настоящая, полноценная жизнь проходит мимо. Отсутствие чувства стабильности. Ощущение хаоса.
  • Если же преобладает "любопытство вглубь", можно "отстать от жизни". Уйдя с головой в какое-то занятие, есть риск пропустить важные перемены вокруг. Интенсивно развивая одни социальные роли, забыть о важности других ролей.
5
А вдруг всё не так, как кажется?
Уверенность в себе и самоуверенность – не одно и то же.
  • Иногда препятствием для проявления любопытства может быть страх.
  • А иногда полное отсутствие страха.
  • Происходит это по причине стопроцентной, непоколебимой уверенности в своей правоте. Убежденности в правильности своей картины мира. И полным отсутствием сомнений.
  • Это может быть полезно, когда человек начинает что-то новое. Когда нет опыта и полагаться не на что. Fake it, till you make it! Но далеко на одной только самоуверенности не уйдёшь.
  • Если долго не подвергать сомнениям свои убеждения, накопленные внешние изменения могут очень сильно разойтись с внутренними представлениями о реальности.
  • Столкновение с реальностью и крушение иллюзий может быть очень болезненным, но после этого человек может осознать необходимость постоянно сверять свои представления о реальности с самой реальностью.
  • Хуже чрезмерного страха может быть только его полное отсутствие.
6
Почему?
Направляем любопытство в прошлое.
  • Тяжело находиться в "здесь и сейчас", если постоянно возникают навязчивые воспоминания или повторяются проблемные ситуации.
  • Чтобы найти причину, необходимо начать анализировать при помощи вопроса "Почему?". Например: "Почему со мной это постоянно происходит?".
  • Рано или поздно будет найден ответ. И он наверняка будет неприятен. Чтобы снизить психологические болезненные ощущения, может помочь фраза "Так случилось".
  • По мере снижения эмоциональной реакции можно двигаться ещё глубже в прошлое.
  • Но сколько бы человек ни искал первоисточник проблем, в конце концов на вопрос "Почему?" сможет ответить только "Не знаю" или "Так случилось".
  • Тем не менее, в процессе этих исследований можно многое о себе узнать, что позволит вырасти в осознанности.
  • Кроме того, регулярный перепросмотр прошлых событий даёт возможность отследить прогресс саморазвития
7
А что за горизонтом?
Направляем любопытство в будущее.
  • Большинство серьезных событий и перемен в жизни человека не происходит внезапно. Всегда есть возможность подготовиться, "вглядываясь вдаль", отслеживая небольшие изменения.
  • Любопытству в отношении будущего часто мешает страх неопределенности: "Я не знаю что меня ждет. И я не знаю как я на это буду реагировать".
  • Со страхом не нужно бороться. Страх – это эмоция, рождающая энергию, которая может как сковывать, так и двигать вперед. Страх – энергия успеха.
  • Достаточно перенаправить свой страх в конструктивное русло. Вместо "А что страшное меня ждёт за горизонтом?" имеет смысл задуматься "А что меня ждёт, если я туда не пойду и оставлю всё как есть?"
  • В любом случае, не получится оставить всё как есть. Перемены происходят постоянно. Человек либо сам двигается вперед, либо жизнь насильно его тащит.
8
А что я хочу?
Исследуем настоящее, не меняя его.
  • По мере проработки прошлого и корректировки планов на будущее, появляется много свободного времени в настоящем.
  • Поначалу может быть непривычно и непонятно, что со всем этим временем делать. Особенно, если вошло в привычку постоянно спрашивать себя: "Зачем я это делаю?".
  • Чтобы проще было ответить на вопрос: "Что я хочу?" можно проделать следующее упражнение. Представьте, что на машине времени из прошлого прилетели вы пятилетнего возраста и поселились в вашем нынешнем теле на целый день. Ничего не меняя в своей жизни, не внося коррективы в обычный распорядок дня, проживите один день, глядя на всё глазами пятилетнего ребенка.
  • Если упражнение окажется полезным, можно попробовать другие варианты: вы прилетели из будущего, когда вам исполнилось сто лет и вы целый день находитесь в своем нынешнем теле, но смотрите на мир глазами столетнего человека.
  • Или в ваше тело поселился человек противоположного пола. Или другой национальности. Или инопланетянин. Или ваш умерший родственник. Или ваш кумир.
  • Посмотрев на свою жизнь глазами других людей, можно начать замечать свои желания.
9
А если наоборот или иначе?
Сомневаемся в собственной правоте.
  • Любопытные люди становятся любопытнее, а нелюбопытные более нелюбопытными.
  • Это как движение в спиралевидном лабиринте. Если идти вглубь, стены будут сужаться вплоть до тупика.
  • А если идти наоборот, то можно однажды можно выйти из этого лабиринта на свободу.
  • Развернуться в обратном направлении можно регулярно подвергая сомнениям свои устоявшиеся привычки и убеждения. Например, задавать вопрос: "А если наоборот или вообще иначе?".
  • Например, если я привык в летнюю жару есть окрошку на кефире, почему бы не попробовать на квасе (наоборот) или гаспачо (иначе)? Или холодный свекольный суп? Или съесть салат, запив минеральной водой?
  • Всё влияет на всё. Даже небольшие изменения, накапливаясь как снежный ком, могут привести к масштабным переменам.
  • Вы либо ищете ответы, которые успокоят (двигаетесь в тупик), либо вопросы, которые будут бодрить (развиваетесь).
  • Вы либо сытый эксперт, либо вечно голодный новичок.
10
Какое у меня любопытство?
Проявляем любопытство к своему любопытству.
  • Любопытство, как и любое другое качество, у каждого человека выражается по разному.
  • Как отпечаток пальца – любопытство у всех неповторимо и уникально.
  • Даже самые любопытные люди иногда бывают нелюбопытны. Как самый ярко выраженный экстраверт иногда хочет побыть в одиночестве.
  • Мы можем быть нелюбопытны либо потому что потребили слишком много информации, которую нужно нашему мозгу обработать. Либо эта информация была некачественная, неполезная. И мы "отравились".
  • Если сравнить своё любопытство с домашним животным (например с собакой), это выглядит так: даже если мы заботимся о питомце, кормим его хорошей едой, выгуливаем, он всё равно может уставать и хотеть спать.
  • А если мы не заботимся о своём питомце и он гуляет где попало, ест что найдёт и попадает в разные переделки, то он может забиться в угол и долго оттуда не выходить.
  • И это выбор каждого человека – как относиться к своему любопытству. Как о нём заботиться, чем кормить и как развлекать.
  • И прежде всего, необходимо получше узнать свое любопытство. Какое оно? На какое животное похоже? На собаку, кошку или хомячка? На домашнее животное или дикое?
  • Может это мифическое животное? Например, дракон или единорог?
Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными.
— Стив Джобс, основатель "Apple".

Другие курсы