Почему в детстве жизнь кажется прекрасной, а во взрослом возрасте это ощущение уходит? Зачем мы закрываемся в своём маленьком мирке и неохотно впускаем новое? Как вернуть себе ощущение, что мир огромен, а жизнь прекрасна?
Ответы на эти и другие вопросы в новом мини-курсе "Любопытство".
“
Я хорошо знаю, что у меня нет особого таланта — любопытство, навязчивость и упорная выносливость в сочетании с самокритикой привели меня к моим идеям.
— Альберт Эйнштейн.
1
Зачем?
Знакомство со своим любопытством
Любопытство – важное и неотъемлемое качество человеческого ума. Его невозможно "выключить".
С годами любопытства не становится меньше, просто мы не замечаем, как тратим его на ненужное.
Задача стоит не в том, чтобы развивать своё любопытство. Скорее имеет смысл разобраться, что мешает моему любопытству проявляться в естественной форме. Чем оно "зажато"?
Регулярно задавая себе вопрос "Зачем я это делаю?" во время привычных ежедневных занятий, нам многое о себе становится понятно.
Попробуйте прямо сейчас НЕ решать в голове этот пример: "3+2=?".
2
А что, если...?
Когда страха меньше, чем радости.
У каждого человека есть потребность в новых событиях и переменах, которая уравновешивается потребностью в стабильности и безопасности.
Любопытство приводится в движение коктейлем из двух эмоций – радости и страха (радости от перемен и страха непредсказуемого будущего). Страх в небольших дозах полезен – он оберегает от необдуманного риска и непоправимых ошибок. В больших дозах страх обездвиживает.
Очень сложная ситуация – "двойной захват страха" – когда с одной стороны, человек боится начинать новое, а с другой – боится потерять то немногое (или многое), что у него есть.
Чем больше страха, тем сильней человек зажимается. Это может привести к депрессии или даже апатии, когда страх полностью вытесняет радость и сам "схлопывается". Человек полностью погружается на эмоциональное дно. Наступает эмоциональное выгорание.
Как ни странно, полное выгорание может быть отправной точкой для нового периода. Достигнув дна, человек может от него оттолкнуться и начать всплывать. Поскольку страха не осталось, человек может стать бесстрашным.
Побывав однажды на дне, у человека может выработаться "иммунитет" к беспечному и нелюбопытному поведению. Понимание, что необходимо осваивать новое, может поддерживать любопытство на нужном уровне.
У проактивных людей в этом коктейле радости больше. У всех остальных наоборот – чем больше страха, тем меньше радости
Все люди делятся на две категории. Одни говорят:"А что, если..?", другие: "А что, так можно было?"
3
Что я чувствую?
После гнева и грусти опять наступит радость.
Человек может испытывать четыре базовых эмоции (радость, страх, гнев и грусть) и их комбинации. Любопытство обычно запускает комбинация радости и страха. Но иногда к ним "примешивается" гнев или грусть.
Гнев в больших количествах обычно проявляется у подростков. Тинейджерам любопытно: "А что будет если...(подставьте любое действие, совершаемое назло и вопреки)?"
В умеренных количествах гнев рождает азарт и желание посоревноваться. Вызовы, челленджи и приключения – для всего этого необходимо небольшое количество гнева.
Гнев – очень сильная эмоция, которая может быть разрушительной. И лучше направить её на разрушение, например, иллюзий. Или сделать уборку в квартире.
Грусть появляется всегда, когда любопытство было удовлетворено. Обычно после радости, но иногда и после разочарования.
Иногда после грусти ничего не остаётся. Или остаётся пустота. Очень непривычное ощущение. Но после пустоты начинается новый этап.
Новые планы, новые горизонты, новые мечты и новый виток любопытства. Новый коктейль из радости и страха.
Многие знания умножают печаль. Но многие знания умножают и радость.
4
Вширь или вглубь?
Прежде чем начать копать, важно оглядеться вокруг.
Диверсионное (diversive) любопытство – "любопытство вширь". Этот тип любопытства помогает увидеть все возможные варианты, всю ситуацию целиком. Оно поверхностное (это минус), но гарантирует разнообразие (это плюс).
Эпистемическое (epistemic) любопытство – "любопытство вглубь". Этот тип любопытства позволяет разобраться в сложных вещах, даёт возможность "докопаться" до сути. Оно глубокое (это плюс), но узко направленное (это не всегда плюс).
Оба типа любопытства важны. Чтобы избежать перекоса в одну из сторон, необходимо поддерживать баланс, который находится посередине между ними.
Если есть перекос в сторону "любопытства вширь" – неизбежно ощущение бессмысленности жизни. Может начать казаться, что настоящая, полноценная жизнь проходит мимо. Отсутствие чувства стабильности. Ощущение хаоса.
Если же преобладает "любопытство вглубь", можно "отстать от жизни". Уйдя с головой в какое-то занятие, есть риск пропустить важные перемены вокруг. Интенсивно развивая одни социальные роли, забыть о важности других ролей.
5
А вдруг всё не так, как кажется?
Уверенность в себе и самоуверенность – не одно и то же.
Иногда препятствием для проявления любопытства может быть страх.
А иногда полное отсутствие страха.
Происходит это по причине стопроцентной, непоколебимой уверенности в своей правоте. Убежденности в правильности своей картины мира. И полным отсутствием сомнений.
Это может быть полезно, когда человек начинает что-то новое. Когда нет опыта и полагаться не на что. Fake it, till you make it! Но далеко на одной только самоуверенности не уйдёшь.
Если долго не подвергать сомнениям свои убеждения, накопленные внешние изменения могут очень сильно разойтись с внутренними представлениями о реальности.
Столкновение с реальностью и крушение иллюзий может быть очень болезненным, но после этого человек может осознать необходимость постоянно сверять свои представления о реальности с самой реальностью.
Хуже чрезмерного страха может быть только его полное отсутствие.
6
Почему?
Направляем любопытство в прошлое.
Тяжело находиться в "здесь и сейчас", если постоянно возникают навязчивые воспоминания или повторяются проблемные ситуации.
Чтобы найти причину, необходимо начать анализировать при помощи вопроса "Почему?". Например: "Почему со мной это постоянно происходит?".
Рано или поздно будет найден ответ. И он наверняка будет неприятен. Чтобы снизить психологические болезненные ощущения, может помочь фраза "Так случилось".
По мере снижения эмоциональной реакции можно двигаться ещё глубже в прошлое.
Но сколько бы человек ни искал первоисточник проблем, в конце концов на вопрос "Почему?" сможет ответить только "Не знаю" или "Так случилось".
Тем не менее, в процессе этих исследований можно многое о себе узнать, что позволит вырасти в осознанности.
Кроме того, регулярный перепросмотр прошлых событий даёт возможность отследить прогресс саморазвития
7
А что за горизонтом?
Направляем любопытство в будущее.
Большинство серьезных событий и перемен в жизни человека не происходит внезапно. Всегда есть возможность подготовиться, "вглядываясь вдаль", отслеживая небольшие изменения.
Любопытству в отношении будущего часто мешает страх неопределенности: "Я не знаю что меня ждет. И я не знаю как я на это буду реагировать".
Со страхом не нужно бороться. Страх – это эмоция, рождающая энергию, которая может как сковывать, так и двигать вперед. Страх – энергия успеха.
Достаточно перенаправить свой страх в конструктивное русло. Вместо "А что страшное меня ждёт за горизонтом?" имеет смысл задуматься "А что меня ждёт, если я туда не пойду и оставлю всё как есть?"
В любом случае, не получится оставить всё как есть. Перемены происходят постоянно. Человек либо сам двигается вперед, либо жизнь насильно его тащит.
8
А что я хочу?
Исследуем настоящее, не меняя его.
По мере проработки прошлого и корректировки планов на будущее, появляется много свободного времени в настоящем.
Поначалу может быть непривычно и непонятно, что со всем этим временем делать. Особенно, если вошло в привычку постоянно спрашивать себя: "Зачем я это делаю?".
Чтобы проще было ответить на вопрос: "Что я хочу?" можно проделать следующее упражнение. Представьте, что на машине времени из прошлого прилетели вы пятилетнего возраста и поселились в вашем нынешнем теле на целый день. Ничего не меняя в своей жизни, не внося коррективы в обычный распорядок дня, проживите один день, глядя на всё глазами пятилетнего ребенка.
Если упражнение окажется полезным, можно попробовать другие варианты: вы прилетели из будущего, когда вам исполнилось сто лет и вы целый день находитесь в своем нынешнем теле, но смотрите на мир глазами столетнего человека.
Или в ваше тело поселился человек противоположного пола. Или другой национальности. Или инопланетянин. Или ваш умерший родственник. Или ваш кумир.
Посмотрев на свою жизнь глазами других людей, можно начать замечать свои желания.
9
А если наоборот или иначе?
Сомневаемся в собственной правоте.
Любопытные люди становятся любопытнее, а нелюбопытные более нелюбопытными.
Это как движение в спиралевидном лабиринте. Если идти вглубь, стены будут сужаться вплоть до тупика.
А если идти наоборот, то можно однажды можно выйти из этого лабиринта на свободу.
Развернуться в обратном направлении можно регулярно подвергая сомнениям свои устоявшиеся привычки и убеждения. Например, задавать вопрос: "А если наоборот или вообще иначе?".
Например, если я привык в летнюю жару есть окрошку на кефире, почему бы не попробовать на квасе (наоборот) или гаспачо (иначе)? Или холодный свекольный суп? Или съесть салат, запив минеральной водой?
Всё влияет на всё. Даже небольшие изменения, накапливаясь как снежный ком, могут привести к масштабным переменам.
Вы либо ищете ответы, которые успокоят (двигаетесь в тупик), либо вопросы, которые будут бодрить (развиваетесь).
Вы либо сытый эксперт, либо вечно голодный новичок.
10
Какое у меня любопытство?
Проявляем любопытство к своему любопытству.
Любопытство, как и любое другое качество, у каждого человека выражается по разному.
Как отпечаток пальца – любопытство у всех неповторимо и уникально.
Даже самые любопытные люди иногда бывают нелюбопытны. Как самый ярко выраженный экстраверт иногда хочет побыть в одиночестве.
Мы можем быть нелюбопытны либо потому что потребили слишком много информации, которую нужно нашему мозгу обработать. Либо эта информация была некачественная, неполезная. И мы "отравились".
Если сравнить своё любопытство с домашним животным (например с собакой), это выглядит так: даже если мы заботимся о питомце, кормим его хорошей едой, выгуливаем, он всё равно может уставать и хотеть спать.
А если мы не заботимся о своём питомце и он гуляет где попало, ест что найдёт и попадает в разные переделки, то он может забиться в угол и долго оттуда не выходить.
И это выбор каждого человека – как относиться к своему любопытству. Как о нём заботиться, чем кормить и как развлекать.
И прежде всего, необходимо получше узнать свое любопытство. Какое оно? На какое животное похоже? На собаку, кошку или хомячка? На домашнее животное или дикое?
Может это мифическое животное? Например, дракон или единорог?