Эмпатия

Понимать, чувствовать, осознавать других людей.
Чем больше в нашей повседневной жизни технологии будут заменять людей в рутинных профессиях, тем острей будет потребность в людях, с высоким уровнем эмпатии.
Эмпатия – это способность поставить себя на место другого человека и осознать что он чувствует и переживает.
Хорошая новость заключается в том, что эмпатия является психологической нормой и все люди, за редким исключением, ей обладают.
Еще одна хорошая новость – эмпатию можно развивать, более того, она развивается сама по мере роста осознанности и жизненного опыта.
Этот мини-курс направлен на то, чтобы увидеть и обойти те преграды, которые мешают естественному росту уровня эмпатии.
Человек – цель, а не средство.
— Иммануил Кант
1
Хочу VS Правильно
Научиться понимать свои желания
  • У эмпатии есть четыре уровня: инстинктивный, эмоциональный, когнитивный и интуитивный:
  1. Инстинктивный (начальный, базовый, детский) Стихия Земли.
  2. Эмоциональный (подростковый, категоричный, эгоцентричный) Стихия Огня.
  3. Когнитивный (взрослый, интеллектуальный, рациональный) Стихия Воды.
  4. Интуитивный (продвинутый, зрелый, трансцендентальный) Стихия Воздуха

  • На начальном, инстинктивном уровне человек испытывает эмпатию преимущество к тем, с кем очень долго общается: родные и близкие, друзья детства, давние знакомые и коллеги. Незнакомые люди вызывают сильную тревогу, недоверие и даже страх.
  • Задача этого уровня – научиться доверять и быть достойным доверия. Держать обещания, соблюдать договорённости, быть в контакте. Удерживать долгосрочные связи. Уметь играть по правилам и выполнять обязательства.
  • Чтобы перейти на следующий уровень, необходимо начать делать то, что хочется (а не то, что "правильно") в окружении тех, кто разделяет это увлечение, но не является близким и давним знакомым.
  • Сначала необходимо научиться играть по правилам, а уже потом выбирать себе игру (и тех, с кем интересно играть). А еще через какое-то время придумывать себе игру (и правила для неё) самостоятельно

Сложности этого уровня:
1. Неспособность увидеть разницу между "доверять" и "передоверяться"
2. Неумение отстоять свои границы, сказать "нет".
3. Легко стать добычей мошенников.
4. Высокий риск "уйти в себя" и закрыться от окружающего мира.
5. Страх ошибиться сильнее желания сделать по-своему.
2
Вместе VS Никак
Найти своих
  • Эмоциональный уровень эмпатии естественным образом можно пройти в подростковом возрасте, когда человек начинает находить близких по духу людей за пределами близкого семейного круга.
  • Автоматически происходит противопоставление тем, кто не является "своим". Активное отстаивание своих границ. Соперничество, конкуренция, "война".
  • На этом уровне возможно понимать, что чувствует другой человек, если одновременно с ним испытывать одинаковые или похожие эмоции. Дружба, товарищество, взаимовыручка.
  • Если эмоциональный контакт установить не получается, человек на этом уровне использует всё, чтобы вызвать хоть какую-нибудь эмоцию. Шантаж, манипуляции, угрозы, заискивания, троллинг, лесть, обман – все средства хороши.
  • Основные приобретения этого периода: развивается эмоциональный интеллект, нащупываются свои психологические границы, появляется умение дружить, тренируется способность отстаивать свои интересы.
  • Яркий запоминающийся период.

Сложности этого уровня:
  1. Не всегда уместно эмоционировать (например на бизнес-переговорах).
  2. Склонность к манипуляциям (а также низкая способность им противостоять).
  3. Эмоциональная нестабильность.
  4. Недостаточно развита самостоятельность и автономность.
  5. Чёрно-белое мышление, категоричность.
3
Самоуважение VS Эгоцентризм
Уважение к другому начинается с уважения к себе
  • Одно из необходимых качеств эмпатии на интеллектуальном уровне – уважение к другому.
  • Слово "уважать" происходит от польского слова "uwazac" – "наблюдать, обращать внимание". Украинское слово "увага" тоже означает "внимание".
  • Второе значение слова "уважать" от другого польского слова "waga" – "весы". То есть весомость, значимость.
  • Уважать другого – замечать другого, видеть его, не игнорировать. Признавать его важность, ценность, необходимость.
  • Уважение к другому начинается с уважения к себе.
  • Уважение к себе возникает в конце подросткового эгоцентричного периода жизни.
  • На подростковом уровне человек знакомится со своим эго. Эго есть у каждого. Это то, что ощущается человеком как "Я". Нормальное здоровое эго – это спокойное принятие себя как человека, как индивидуальность. Не лучше и не хуже других. Такой же важный и ценный, как и все остальные.
  • Отклонения от нормы – раздутое или сдавленное эго. Раздутое эго – это как раздутый палец, по которому ударили молотком. Сдавленное эго – это как палец, который зажали в тисках. Который тоже опухнет, когда его перестанут сдавливать.
  • Чтобы эго восстановилось, по нему не надо "бить молотком" или "сдавливать в тисках". Оно само восстановится через какое-то время. Терпеливое, спокойное, ровное принятие поможет ускорить этот процесс.
4
Принятие VS Терпение
Толерантность как инструмент
  • Толерантность (от лат. tolerantia) – терпение.
  • Терпение (от старославянского трьпѣти) – страдать, цепенеть от страха.
  • Толерантность не является принятием, но может помочь безопасно пройти путь от полного неприятия до полного приятия человека таким, какой он есть.
  • Чем больше человек общается с разными людьми, тем быстрее происходит процесс принятия каждый раз и тем меньше необходимость находиться в состоянии терпения.
  • Испытывать к незнакомому человеку лёгкое неприятие – абсолютно нормально и даже иногда необходимо (но необязательно его демонстрировать). Это помогает находиться в состоянии осознанности, соблюдать границы и быть максимально включённым, быть в тонусе.
  • Толерантность – это то, что необходимо на третьем и четвёртом этапе принятия неизбежного.

Пять стадий принятия неизбежного:
1. Отрицание (неприятие).
2. Гнев (неприятие).
3 Торг (толерантность).
4. Депрессия (толерантность).
5. Принятие.
5
Виртуально VS Реально
Заочный тренинг эмпатии
  • Эмпатию можно практиковать заочно, удалённо, виртуально (не вступая в контакт с людьми) при помощи фильмов, сериалов и художественной литературы.
  • Пилоты, прежде чем будут допущены до штурвала самолёта, проходят обучение на компьютерном симуляторе. То же самое применимо и к тренировке эмпатии через художественные призведения. Мозг не всегда видит разницу между виртуальной реальностью и настоящей жизнью. Но опыт приобретается настоящий.
  • Это ещё можно сравнить с вакциной. Вакцина в себе содержит вещества, притворяющиеся вирусом, но не являющиеся им. Имунная система при этом не видит разницы и даёт настоящую, не иллюзорную реакцию и вырабатывает антитела.
  • Читая книги, погружаясь в фильмы и сериалы, человек проходит через испытания, сопереживая героям и тем самым уберегает себя от ошибок в реальной жизни.
  • Ещё художественные произведения помогают допрожить недопрожитые ситуации в прошлом. Приходят ответы на мучившие вопросы и ситуация отпускается и растворяется. Узелки распутываются. Приходит освобождение.
  • Для эмпатии на детском (инстинктивном) уровне помогают голливудские фильмы со счастливым концом.
  • Для подросткового (эмоционального) уровня подходят жанровые произведения, помогающие усилить и прожить те или иные эмоции.
  • Для развития эмпатии на интеллектуальном уровне подходят произведения побуждающие думать, в которых герои не делятся на "плохих" и "хороших". Эти книги или фильмы совмещают в себе несколько жанров – как в жизни, где комедия, драма, триллер и боевик переплетены.
  • Великое произведение искусства не уводит от реальности, а приближает к ней.
6
Позиция VS Суждение
Быть объективным – значит осознавать свою субъективность
  • Один из признаков того, что ваша эмпатия находится на интеллектуальном уровне – это способность отличить позицию от суждения.
  • Суждение – эмоциональная категоричная убежденность в своей правоте.
  • Позиция – осознанно, безэмоционально выбранная точка зрения (мировоззрение, философия), основанная на анализе как своего жизненного опыта, так и опыта других людей.
  • Люди с четкой и ясной жизненной позицией (а также осознающие ответственность за свою позицию) способны уважать подобных людей и между ними возможно качественное эмпатическое общение.
  • Если на цифру "6" посмотреть с другой стороны, можно увидеть цифру "9".
7
Ясность VS Неопределённость
Мощная сила слов "да" и "нет"
  • Чтобы качественно общаться, необходимо установить прочный контакт. Для этого важно научиться пользоваться словами "да" и "нет".
  • "Да" – это полное принятие предложенного,
  • "Нет" – это полный отказ от предложенного.
  • Слово "да" человек учится говорить на детском уровне. Принятие, согласие, ученичество.
  • Слово "нет" лучше всего осваивается на подростковом уровне. Защита своих интересов, выбор своей дороги, иммунитет от внешнего влияния.
  • На высоких уровнях эмпатии человек уже автоматически осознаёт силу слов "да" и "нет" и каждый раз аккуратно их применяет, осознавая всю ответственность за свой выбор. Хотя предсказать исход ситуации не всегда бывает возможно.
8
Включённость VS Растворение
Естественный этап после ускорения
  • Чтобы было качественное эмпатическое общение, необходима включённость, но без растворения в собеседнике. Необходимо соблюдать дистанцию.
  • Бизнесмены и предприниматели знают, что с близкими родственниками и друзьями сложно иметь дело. Слишком близкая дистанция.
  • По той же причине психологи не имеют права работать с теми, с кем у них близкие взаимоотношения.
  • Чтобы улучшить качество контакта, лучше отодвинуться, чем приблизиться.
  • Если кто-то в общении с вами начал увеличивать дистанцию это может свидетельствовать о переходе на новый уровень общения (увеличение доверия, уменьшение контроля).
  • Хотя это может также говорить о том, что вами пытаются манипулировать, либо вы нарушаете границы.
  • В любом случае, дистанции пугаться не стоит. Она необходима для того чтобы была возможность проявлять себя свободно и безопасно.
  • Если увеличилась дистанция и общение сократилось по времени, это не значит, что оно ухудшилось. Скорее, как раз наоборот. Небольшая банка чёрной икры стоит дороже, чем тазик икры кабачковой.
9
Платина VS Золото
Нет предела совершенству
  • По мере увеличения жизненного опыта, приходит понимания, что у всех людей основные потребности примерно одинаковые.
  • И следовать золотому правилу нравственности не так уж сложно.
  • Золотое правило: "Общайтесь с другими так, как хотите чтобы общались с вами".
  • Но помимо общечеловеческих ценностей, у каждого человека есть свои индивидуальные ценности: убеждения, взгляды, предпочтения.
  • И каждому человеку приятно, когда его принимают таким, какой он есть. Безусловно, безоговорочно, целиком.
  • И тут приходит на помощь платиновое правило, следовать которому гораздо сложнее, но результаты того стоят.
  • Платиновое правило: "Общайтесь с другими так, как они сами хотят, чтобы с ними общались"
  • Чтобы ускорить переход на интуитивный уровень эмпатии, общайтесь с людьми лучше, чем они с вами и давайте людям больше, чем они ожидают.
10
Цель VS Средство
Экологичное общение
  • Эмпатия на интуитивном уровне – это способность быстро установить качественный контакт и понять, что чувствует другой человек с полуслова и полувзгляда.
  • Экологичное, эмпатичное, нетоксичное общение – это когда после разговора появилось чувство удовлетворения, когда на душе хорошо.
  • Человек – социальное существо. Естественная среда для нас – люди. Качественное общение – необходимость.
  • Прежде чем начнётся общение, важно установить контакт.

Сложности в установлении контакта:
1. На инстинктивном уровне много энергии тратится на преодоление страха общения с незнакомыми людьми.
2. На эмоциональном уровне очень энергозатратным и утомительным является эмоционирование, без которого ещё пока сложно понять, что чувствует другой человек. Важна обратная связь в виде эмоциональной реакции.
3. На интеллектуальном уровне время и энергия расходуется на проговаривание вслух своих мыслей, чувств и ощущений.

  • Когда человек достигает интуитивного уровня, контакт устанавливается почти мгновенно (как в общении с домашними животными, например), и внимание полностью перенаправляется на самого человека.
  • Эмпатическое общение – это способность увидеть в человеке его суть, его индивидуальность и общаться с нею.
  • Человек в первую очередь уникальная индивидуальность, а не функция или набор его социальных ролей.
  • Чем глубже я понимаю себя, тем глубже я могу понять другого.
  • Чем лучше я общаюсь с другими, тем лучше общаются со мной.

Другие курсы