Игра

Когда жизнь интересна и увлекательна
Множество людей убеждены, что играть в игры могут только дети и подростки, а "настоящая взрослая жизнь" серьёзна и тяжела.

В действительности всё наоборот. Чем старше человек становится, тем больше в его жизни игр и они интереснее и увлекательнее.

Жизнь похожа на большой парк развлечений, где каждый посетитель этого парка выбирает себе развлечения на свой вкус.

Если ты богат, не думай об этом, если ты беден — не принимай свою бедность всерьез. Если ты способен жить в мире, помня о том, что мир — это только спектакль, ты будешь свободным, тебя не коснутся страдания. Страдания — результат серьезного отношения к жизни; блаженство — результат игры. Воспринимай жизнь как игру, радуйся ей.
— Ошо
1
Правила
Правила – границы и рамки, внутри которых происходит игра.
  • Нет правил – нет игры. Чтобы река текла, нужны берега. Когда все участники игры знают правила и соблюдают их, игра возможна.
  • Время от времени правила необходимо пересматривать и менять, если необходимо. Жизнь не стоит на месте, меняются обстоятельства и окружающая действительность. Если не учитывать перемены, игра может прекратиться.
  • Правила осваиваются в процессе игры. Мы сначала учимся говорить, а потом в школе узнаём, что мы говорим по каким-то правилам. Мы сначала учимся ходить (и падать), а потом узнаём, что есть закон притяжения.
  • Игра важнее правил. Соблюдать правила ради самих правил интересно поначалу, но потом это становится скучно. Там где только ритуал, там нет игры.
  • Не нравится играть по чужим правилам – придумайте свою игру.
  • Даже "бои без правил" проходят по правилам.
2
Уровни
Постепенное непрерывное движение вверх.
  • Каждый новый уровень сложнее предыдущего.
  • На новом уровне больше возможностей. Когда становится скучно и неинтересно на освоенном уровне, возникает потребность в переходе на новый уровень.
  • Чем больше возможностей, тем больше ответственности. У ребёнка мало возможностей, но и ответственность, в основном, лежит на родителях. У подростка больше возможностей6 но и отвественности больше.
  • Чем выше уровень, тем интересней. С увеличением сложности возрастает азарт и любопытство. Появляются новые оттенки и нюансы.
  • Чем дальше, тем легче (но не проще). Умение входить состояние "потока" появляется на высоких уровнях.
3
Челленджи
От проблем через задачи к вызовам.
  • Чем выше уровень игры, чем сложней игра, тем больше в ней препятствий, преград, неожиданностей.
  • Проигрышная стратегия – относиться к сложностям как к проблемам. Это приводит к уменьшению энергии и мотивации.
  • Выигрышная стратегия – относиться к сложностям как к вызовам, челленджам. Это позволяет в кратчайшие сроки выполнить много дел, освоить новые навыки, быстро перейти на новый уровень.
  • Но быть всё время в таком состоянии очень энергозатратно. Челленджи хороши на коротких дистанциях. В моменты эмоционального спада лучше переключиться на нейтральную стратегию.
  • Нейтральная стратегия – относиться к сложностям как к задачам. Энергия тратится по минимуму. Эта стратегия хороша на длинных дистанциях, для долгосрочных проектов.
4
Неопределённость
От страха перед неизвестным к любопытству.
  • Неопределённость – неотъемлемая часть любой игры.
  • Неопределённость рождает азарт.
  • Азарт – сложная эмоция, состоящая из радости от возможного выигрыша и страха перед возможным проигрышем. Чем выше риск, тем острее ощущение азарта.
  • Мозг боится неопределённости из-за инстинкта самосохранения. Мозг всегда хочет сохранить статус-кво, любые изменения ему кажутся потенциальными угрозами.
  • А изменения в любом случае будут. Участвуя в любой игре, погружаясь с головой в любые процессы мы неизбежно меняемся, растём, развиваемся.
5
Удача
Уметь замечать возможности
  • Удачливые люди – это люди, которые замечают возможности там, где другие люди их не замечают. И используют эти возможности для перехода на следующий уровень, где их ждут новые возможности (и вызовы, которые прилагаются к этим возможностям).
  • Ошибка 1. Человек отказывается замечать возможности, либо считает имеющиеся возможности недостаточно привлекательными.
  • Ошибка 2. Человек не готов к предоставившимся возможностям. Мало заметить возможность, важно быть к ней готовым. Всему своё время. "Поспешишь – людей насмешишь".
  • Ошибка 3. Человек заметил возможность, но воспользовался ею не для перехода на следующий уровень: например, начал "почивать на лаврах" (расслабился, отпустил вожжи) или начал эксплуатировать эту возможность в деструктивных целях (воровство, коррупция и т.д.)
  • Если не останавливаться в развитии и своевременно переходить на следующий уровень, циклы удачи и везения непрерывны и постоянны.
6
Импровизация
Игра внутри игры
  • Импровизация – это то, в чём возникает потребность на высоких уровнях игры.
  • Чтобы быть способным к импровизации, сначала необходимо научиться играть по правилам.
  • Импровизация – это умение играть по-своему, не выходя за существующие рамки.
  • В импровизации может рождаться что-то новое.
  • Импровизация – это то, что происходит здесь и сейчас и даёт острое переживание текущего момента.
  • Чем выше уровень игрока, тем выше способность к импровизации.
7
Головоломка
Быть в интеллектуальном тонусе.
  • Есть игры, в которых задействуется интеллект. Например, шахматы или пазлы.
  • Чтобы эффективно играть в такие игры, нужно чтобы было физическое расслабление и эмоциональное равновесие.
  • Ошибка 1 – Нетерпение. Желание решить "одним махом", "за один присест".
  • Ошибка 2 – Игнорирование. Надежда, что всё разрешится само собой.
  • Оптимальная стратегия находится между этими крайностями: терпеливо, настойчиво, шаг за шагом перебирать все имеющиеся варианты и искать решение до тех пор, пока оно не будет найдено.
8
Персонаж. Игрок. Зритель.
От внешних игр к внутренним.
  • Если сравнивать нашу ежедневную жизнь с компьютерными играми, то можно заметить, что мы можем находиться в одном из трёх состояний: Персонаж (тот, кого мы видим на мониторе компьютера), Игрок (тот, кто управляет персонажем) или Зритель (тот, кто смотрит прохождение игры в записи или в прямом эфире).
  • Персонаж – наши роли в социальных играх. У персонажа есть ограничения, в которых он может самореализовываться. Задача Персонажа – достигать своих целей внутри роли, не выходя за её рамки.
  • Игрок – тот, кто следит за поведением персонажа и, по возможности, на него влияет. Задача Игрока – как минимум уметь находиться в отстранённом состоянии, уметь дистанцироваться, разотождествляться.
  • Зритель – тот, кто следит за взаимодействием Персонажа и Игрока. Безоценочное восприятие с любопытством и интересом.
  • Научившись переключаться между этими состояниями, можно увеличить качество жизни многократно.
9
Хард и софт
Тело и разум как игровое устройство
  • Человеческое тело, как и компьютер условно можно разделить на "хард" и "софт".
  • Хард – у человека физическое тело, а у компьютера монитор, клавиатура, системный блок.
  • Софт – у человека психика и интеллект, а у компьютера операционная система и программное обеспечение.
  • Чтобы как можно дольше играть в игру под названием "Жизнь", свое тело необходимо поддерживать в рабочем состоянии.
  • Но здорового тела и сбалансированной психики недостаточно для получения радости от жизни. Как и наличия хорошего компьютера недостаточно для того, чтобы быть хорошим игроком. Это только лишь возможность.
  • Если моё тело – это то, при помощи чего я играю, то кто тот, кто играет?
  • Многие наши убеждения, верования и установки – это программы, инсталлированные в нашу операционную систему по умолчанию. Но мы не обязаны их использовать всю оставшуюся жизнь.
10
Жизнь
Жизнь – игра.
  • Чтобы играть в сетевые игры, необходимо не только иметь компьютер, важно, чтобы он был подключен к интернету.
  • Человека, который не знает зачем он живёт (какова его миссия, каков его Путь), можно сравнить с компьютером без интернета. Это не жизнь, а жизнеподобие.
  • Чтобы ответить на вопрос "Зачем я здесь?", могут помочь три следующих правила:
  • Правило 1. Если я ещё в игре, моя миссия не закончена. Возможно, на этом этапе моя миссия заключается в том, чтобы понять, какова моя миссия.
  • Правило 2. Игра всегда больше, чем персонаж в ней. Артист, занимающийся на сцене самолюбованием или футболист, думающий на футбольном поле не об игре, а о гонораре вызывают сочувствие или даже жалость. Артисты (футболисты) приходят и уходят, а театр (футбол) остаётся
  • Правило 3. Без персонажа игра невозможна. Футбол без футболистов, театр без актёров, интернет без компьютеров, жизнь без живых существ – всё это немыслимо.
  • Я не только тело, в котором есть жизнь, я – жизнь, проявляющаяся через это тело.

Другие курсы