обзор третьего сезона
Три уровня осознанности
От недостаточности к изобилию через пустоту.
1
Начальный уровень
Недостаточность. Зависимость. Инфантильность.
Photo by JESHOOTS.COM on Unsplash
Правила
Жизнь по правилам написанными кем-то: родителями, учителями, моральными и духовными авторитетами, блогерами, философами. Активное знакомство с окружающим миром (в лучшем случае), либо жизнь по заданным стандартам.

Границы
Человек имеет смутное представление о своих психологических границах и границах других людей. Может легко нарушать чужое пространство и получив негативную обратную связь обижается или злится на реакцию окружающих. Формируется установка "Я – хороший, а они все плохие". Люди чувствуют враждебное отношение и отдаляются от инфантильного человека, а он только укрепляется в своём мнении: "Я же говорил! Все вокруг сволочи и мерзавцы!" Перемены возможны тогда, когда человек догадается, что дело в нём, а не в них.

Мотивация
Только внешняя мотивация. Кнут и пряник. Авторитеты и кумиры. Начальники, политики, взрослые. Жизнь по шаблону. Есть только "должен" и "не должен". Смутное представление о том, что "хочу".

Баланс "давать – брать"
Всех людей можно условно поделить на "дающих", "берущих" и "обменивающих" (подробнее в книге "Брать или отдавать"). На начальном уровне находятся жертвенные "дающие" (те, которые только дают и ничего не берут взамен) и "берущие" (потребители, иждивенцы, паразиты). Очень часто первые и вторые образуют донорско – вампирские симбиозы. Общаться на долгосрочной основе с людьми на более высоких уровнях у них не получается.

Направление во времени
Когда взрослый человек тоскует по детскому саду, школе или студенчеству, он застревает в прошлом. Переход на следующий уровень возможен, если возникнет страстное желание двигаться вперёд. После этого начнётся разворот на 180 градусов. Что было в прошлом неважно. Имеет значение только будущее.

Картина мира
На начальном уровне картина мира основана преимущественно на теоретических знаниях. Книги, фильмы, песни. Наставления родителей, нотации учителей в школе. Убеждения, верования, установки не основанные на собственном жизненном опыте. Точка зрения на текущие события совпадает с мнением популярных блогеров или ведущих новостей федеральных каналов телевидения.
Карта – не есть территория.
Альфред Коржибски, основатель общей семантики.
Практика
Метафора
"Из гусеницы в бабочку"
Процесс духовной и психологической трансформации человека можно сравнить с превращением гусеницы в бабочку.

Начальный уровень.
Гусеницу могут склевать птицы, она малоподвижна и не защищена. Чтобы взлететь, нужны крылья, а чтобы отрастить крылья, нужен кокон. Она много ест, чтобы произвести материал для строительства кокона. Все силы направлены на это.

Средний уровень.
Кокон наконец-то построен. Гусеница уединяется в нём и изолируется от внешнего мира. Она отращивает свои крылья в темноте. Происходит трансформация.

Высокий уровень.
Крылья бабочки обрели силу и она в состоянии разрушить кокон и выпорхнуть в мир. Теперь хищным птицам не удастся так просто её склевать. Гораздо проще найти какую-нибудь гусеницу. А бабочка обрела свободу и самостоятельность.
2
Средний уровень
Пустота. Самостоятельность. Трансформация.
Photo by Greyson Joralemon on Unsplash
Правила
Крушение идеалов, потеря авторитетов, низвержение кумиров. Чужие правила отвергаются, свои ещё не сформированы. Потеря почвы под ногами. Вакуум, безвоздушное пространство. Задача этого уровня – обретение почвы под ногами, формирование своих взглядов.

Границы
На этом уровне человек начинает нащупывать собственные границы. Интересует своё мнение, свои интересы и своё пространство больше, чем пространство, интересы и мнение окружающих. С более зрелыми людьми он общаться еще не готов, а с менее осознанными общение раздражает. Наступает своеобразная изоляция. Общение с окружающими сводится только к самым необходимым контактам. На любое приближение он реагирует болезненно, саркастично и даже агрессивно.

Мотивация
Внешняя мотивация уже не работает, а внутренняя еще не появилась. Человек уже не делает то что должен, но ещё не знает, чего хочет. Только самый минимум. Еще может вдохновлять соревнование или конкуренция с теми, кто находится на этом же уровне. Уже нет необходимости в управлении извне, но еще нет автономного самоуправления.

Баланс "давать – брать"
На этом уровне человек начинает находить золотую середину между "давать" и "брать". Пока она не найдена, человек является "обменивающим". "Я тебе принесу пользу, если в ответ ты мне тоже что-нибудь хорошее сделаешь". Общение с жертвенными "дающими" и "берущими" сводится к минимуму. Основной круг общения — "обменивающие".

Ориентир во времени

Прошлое и будущее перестали быть чем-то реальным. Внимание перенаправляется на то, что есть сейчас. По сравнению с фантазиями реальность выглядит скучно и серо. Как простая и полезная еда после сладкой ваты и газировки. Но от иллюзий и фантазий уже тошнит, хочется понять, как всё есть на самом деле.

Картина мира.
Старые жесткие концепции не работают, а новые, более адаптивные, еще в процессе становления. Есть понимание, что мир устроен очень сложно и у каждого своя картина мира в голове. На этом этапе есть риск пуститься "во все тяжкие" – "Я никому ничего не должен. Что хочу – то и ворочу". Если не предпринимая резких движений, без войны и сопротивлений, начать знакомиться с собой и окружающим миром, осваиваясь и укрепляясь в реальности, начнёт появляться свет в конце тоннеля.
Практика
Метафора
Матрица
Легендарный фильм сестёр Вачовски предложил метафору, которую можно трактовать и как путь самопознания и саморазвития.

Начальный уровень:
Нео в Матрице. Нет представления о реальности. Есть только смутное ощущение, что так как есть, быть не должно. Есть страстное желание узнать Истину и вырваться из оков повседневности.

Средний уровень:
Нео пробудился. Увидел как всё есть на самом деле и ужаснулся. Постепенно, шаг за шагом начал осваиваться в новых обстоятельствах. Начал учиться, набираться сил, осваивать необходимые навыки. Начал нащупывать внутри точку опоры.

Высокий уровень:
Нео понял свое предназначение. Встал на свой Путь и начал по нему идти, преодолевая препятствия и обучаясь по мере продвижения. Обрёл уверенность в себе, ясность, решительность и спокойствие.
3
Высокий уровень
Изобилие. Включённость. Зрелость.
Photo by Nghia Le on Unsplash
Правила
Сформированы свои принципы. Из того, что предлагает общество освоено только то, что прожито. Неработающие, отжившие, деструктивные правила отмирают. Остаются жизнеспособные, адаптивные, продуктивные. Свои.

Границы
Есть представление о своих границах и границах окружающих. Появляется умение быть максимально эффективным не выходя за пределы своей территории. Умение общаться в поле общих интересов. Более терпимое отношение к людям, которые сильно отличаются своими взглядами, убеждениями и жизненным опытом.

Мотивация.
На этом уровне возможна внутренняя мотивация. Не нужен никто, для того чтобы было желание двигаться вперёд. Сотрудничество возможно, но не для того чтобы конкурировать, а чтобы вместе делать общее дело. У каждого своя миссия, но дело общее.

Баланс "давать – брать"
На высоком уровне человек щедро раздаёт то, чего у него в избытке: внимание, деньги, время. И на освободившееся место приходит много нового. Много отдаёт – много получает. Как говорили русские купцы: "Больше прогуляем – больше наживём". Это не жертвенный "дающий", который снимает с себя последнюю рубашку, а энергичный человек, в котором пульсирует жизнь. Этот человек не будет долго общаться с "берущими", которые только потребляют, ничего не отдавая взамен. Круг общения – такие же деятельные, увлечённые, сосредоточенные на своих задачах люди.

Ориентир во времени
Уверенное пребывание в настоящем. Будущее не страшит и не рождает надежду. Прошлое не тяготит и не вызывает желание туда вернуться. Удовлетворение от жизни.

Картина мира
Максимально соответствует реальности. Человек находит себе место в мире среди людей. По мере появления внутренних и внешних изменений постоянно вносит коррективы в свою картину мира. Нежелание оказаться оторванным от жизни побуждает быть осознанным как можно чаще.
Практика
Метафора
Изучение иностранного языка
Скорость освоения осознанности можно сравнить с темпами изучения иностранного языка.

Начальный уровень:
Изучаются необходимые правила, основные принципы, базовые слова и предложения.
Задача на этом уровне – ознакомиться с теорией, наметить план работ, получить первые результаты.
Время прохождения – несколько месяцев.

Средний уровень:
Более основательное погружение в язык и культуру. Наполнение активного словарного запаса. Отработка до автоматизма наиболее популярных словосочетаний, грамматических конструкций и произношения.
Задача на этом уровне – освоиться, найти точку опоры, обрести уверенность, выработать привычку регулярно практиковать.
Время прохождения – несколько лет.

Высокий уровень:
Изучение мелочей, нюансов, тонкостей.
Фразовые глаголы, идиомы, молодёжный сленг. Интонации в разных контекстах.
Задача на этом уровне – получать удовлетворение от процесса, реализовывать себя через практику.
Время прохождения – вся оставшаяся жизнь.

Другие публикации