В начале жизни, прежде чем идти своим путём, человек знакомится с этим миром. Изучает, как тут всё устроено. Вырабатывает базовые правила поведения в обществе.
Детство
Семью, в которой человек растёт и воспитывается, можно сравнить с автомобилем.
Впереди сидят родители (или лица их заменяющие).
На заднем сиденье сидит маленький человек. Один или в окружении других детей.
Стиль вождения – это правила поведения, принятые в этой семье.
Глядя в окно, ребёнок видит другие автомобили, автобусы, мотоциклы и велосипеды. То есть другие способы жить.
Идёт активное освоение мира.
Взросление
Прежде чем сесть за руль своего автомобиля (велосипеда, мотоцикла), человеку необходимо сначала покинуть автомобиль своих родителей.
Затем обрести уверенность в своих силах находясь среди ровесников и взрослея вместе с ними.
Чаще всего это автобусы с надписью "Учёба" или "Работа", за рулём которых находятся преподаватели, наставники или руководители.
Если уволили с работы или отчислили из института (то есть высадили из автобуса), человек либо оказывается на обочине, либо возвращается в семью родителей.
Быть на обочине – деградировать, терять стимул к жизни.
Быть за рулём
Когда человек взрослеет, он садится за руль своего транспортного средства.
Сначала это может быть самокат или велосипед.
Потом вместе с кем-то на мотоцикле.
Для кого-то важна семья и дети, и тогда это будет автомобиль.
Кто-то видит себя общественным деятелем, а это водитель автобуса.
Сидеть за рулём – значит нести ответственность не только за себя, но и за пассажиров (если они есть)
Жизнь на максимуме
Оказавшись за рулём, сначала хочется увидеть пределы своих возможностей. Первое желание – нажать педаль газа до упора.
Скорость. Желание обогнать тех, кто едет медленно. Перемещение в соседние ряды, где едут на высоких скоростях.
Параллельно осваиваются навыки соблюдать дистанцию, умение пользоваться тормозом, искусство обгонять.
Те немногие, у кого высокая мотивация и сильные амбиции, могут попасть на гоночную трассу, где не только запредельные скорости, но и высокие ставки и риски.
Самостоятельность
Через какое-то время человеку становится понятно, с какой скоростью хочется перемещаться, на каком транспортном средстве, вместе с кем и куда.
Появляется умение пользоваться навигатором и и предупреждающими сигналами на панели приборов.
Из багажника выкидывается всё лишнее, оставляется самое необходимое и любимое.
Уходит желание соревноваться и рисковать ради риска.
Осваивается и доводится до автоматизма соблюдение правил дорожного движения.
Появляется время для перемещения части внимания внутрь для знакомства с собой.
“
Старение – это обязательный процесс, взросление – нет.
—Доктор Кто, главный герой одноимённого сериала.
2
Тропа
Освоившись с окружающим миром, человек начинает исследовать мир внутренний.
Другая реальность
Разворачивать своё внимание на себя человек начинает, как правило, тогда, когда снаружи всё хорошо, либо когда всё плохо.
Оказавшись внутри, человеку становится немного не по себе, потому что он сталкивается с тем, чего не ожидал увидеть.
Это необязательно страшно. Это просто другое.
Выясняется, что человек себя не знает совсем, либо знает себя очень мало.
Подняться над суетой.
Дремучий лес – это то, что мешает увидеть чистое небо над головой.
Ограничивающие убеждения, навязчивые воспоминания, непрожитые страхи, застарелые обиды – из этого состоит дремучий лес.
Понемногу осваиваясь в этом лесу, когда глаза привыкают к темноте, начинают появляться контуры деревьев и кустов.
Не торопясь, двигаясь аккуратно человек направляется к выходу из этого леса на полянку, где нет деревьев, где светит солнце и видно небо.
Параллельно человек растет в осознанности и становится выше деревьев. Деревья при этом не становятся меньше, но они уже не мешают видеть мир таким, какой он есть.
Деревья
Убеждения, концепции, установки, принципы можно сравнить с деревьями.
Они помогают справиться с реальностью: укрывают от палящего солнца, пронизывающего ветра, метели и ураганов.
Но они же мешают воспринимать реальность такой, какая она есть.
Чем ближе человек приближается к реальности (выходит из леса), тем деревья меньше и реже встречаются.
Чем дальше человек от реальности, тем лес более дремучий, густой, тёмный. В нём проще застрять и сложнее выбраться.
Болото
Навязчивые воспоминая, обиды, травмирующие эпизоды из прошлого можно сравнить с болотом.
Самосожаления и самобичевание не помогут, а только усугубят положение.
Чтобы выбраться из болота сначала необходимо снизить важность прошедших событий путём обесценивания.
Затем, когда боль станет меньше, понять зачем эти события случились. Какой урок был пройден. За что имеет смысл поблагодарить то, что произошло в прошлом.
Поляна
Выйдя из леса на открытое пространство человек становится более устойчивым к жизненным событиям.
Сложных ситуаций не становится меньше, но он способен с этими ситуациями справляться, не прячась и не закрывая глаза.
Жизнь не становится легче, но это жизнь, а не жизнеподобие.
Появляется самоуважение, радость и спокойствие. Растёт уверенность в своих силах и иммунитет к непогоде.
“
В возрасте от двадцати до сорока мы заняты самопознанием. Оно включает понимание разницы между искусственным ограничением, выйти за которое — наш долг, и естественными ограничениями нашей натуры, которые нельзя нарушить безнаказанно.
— Уистен Хью Оден, англо-американский поэт. Лауреат Пулитцеровской премии.
3
Океан
Удовлетворив свои основные потребности, человек достигает уровня самореализации. Это похоже на путешествие в океане на парусном судне.
Быть на поверхности
Когда человек только начинает жить, его задача хотя бы не утонуть в бурном океане жизни.
Для этого необходимо уметь находить равновесие, золотую середину между крайностями.
Не бороться с волнами (с реальностью) и не опускать руки, а создавать себе базу. Строить, как минимум, простой плот.
Перестать тонуть
Если много сил и времени было потрачено впустую, человек начинает тонуть. Опускать руки, деградировать.
Чем глубже человек опускается на дно, тем сложнее всплывать.
С другой стороны, некоторым людям необходимо опустится до самого дна, чтобы проще было от него оттолкнуться.
Всплывать гораздо легче, если перестать цепляться за то, что тянет ко дну.
Всплывать возможно только самостоятельно. Вцепившись в другого человека, можно только быстрее тонуть.
С другой стороны, всплывать легче, общаясь с теми, кто тоже всплывает. Но общаться с ними на расстоянии, не цепляясь за них.
Построить парусную лодку
Находясь на поверхности воды и построив лодку, то есть удовлетворив основные потребности, научившись играть необходимые социальные роли, обнаружив внутри точку опоры, человеку потребуется какое-то время на то, чтобы установить парус.
Установить парус и уметь им управлять – это научиться использовать внешние обстоятельства (ветер) для своей пользы – плыть туда, куда хочется.
Возможно, что какое-то время уйдёт на то, чтобы прийти в себя после барахтанья в воде и всплытия на поверхность (если человек тонул). Просто отдохнуть и дождаться когда жабры трансформируются в легкие.
Управлять своей жизнью
Когда установлен парус, проходит страх перед ветром и волнами. Более того, ветер необходим, чтобы лодка плыла туда, куда хочется.
И если до этого хотелось штиля – стабильности, то теперь отсутствие ветра вызывает тоску и скуку.
Учиться управлять парусом проще, находясь в компании единомышленников. То есть тех, кто не тонет и не барахтается в волнах океана, а самостоятельно управляет своим судном.
“
А вы пробовали когда–нибудь зашвырнуть комара? Далеко – далеко. Он не летит. То есть он летит, но сам по себе. И плюёт на вас. Поэтому надо быть легким и независимым.
—Михаил Жванецкий, писатель–сатирик.
4
Небо
Человеческая жизнь, как и авиаперелет, имеет четыре фазы – взлёт, набор высоты, основная часть и посадка. Умение переключаться между этими фазами – залог счастливой жизни.
“
Взлёт опасен, полёт прекрасен, посадка сложна.
—Поговорка пилотов
Четыре стадии полёта
Детство. Самолет только готовится ко взлёту. Выезд на взлётную полосу. Подростковый кризис – момент, когда самолет разгоняется и отрывается от земли. Самый трудный и опасный этап в жизни человека.
Молодость. Активный набор высоты и разворот в нужном направлении. Самый яркий и энергетически мощный жизненный этап. Кризис среднего возраста – когда самолет входит в зону облаков. Турбулентно и мутно. Этот кризис длится дольше, чем подростковый, но менее болезненно.
Средний возраст. Высота максимальная. Самолет устремлён не вверх, а вдаль. Менее безопасный этап, но и менее яркий. Время уделить внимание себе. Время воплощения в жизнь накопленных знаний. Время самореализации.
Зрелость. Самолёт идёт на снижение. Подведение итогов. Время оставлять наследие и делиться опытом. Возраст мудрости.
Разные поколения
Люди летящие одним рейсом – это ровесники (плюс минус 2-3 года). Те, кто старше – рейс, вылетевший раньше. Те, кто младше – рейс, вылетевший позже.
Каждое поколение находится в одном информационном поле. У каждого поколения свои кумиры, свои задачи, свои сложности.
Каждое новое поколение немного прогрессивней и свободней чем предыдущее.
У старшего поколения имеет смысл перенимать опыт, у младшего учиться новому.
Бизнес VS Эконом
В самолёте летящих людей можно разделить на две категории: "пассажиры" и "экипаж", каждая из которых тоже состоит из двух категорий.
Пассажиры делятся на тех, кто летит в "эконом-классе" и тех, кто летит в "бизнес-классе".
"Эконом-класс". Здесь находится большинство. Отличие в том, что выбор еды здесь меньше, сиденья менее комфортные. Но и билет существенно дешевле.
"Бизнес-класс". Здесь лететь дороже. Зато сервис выше, кресла шире, есть большой выбор еды и напитков. Но самое главное, здесь другое окружение. Именно поэтому билет в бизнес-класс" существенно дороже.
Экипаж, обслуживающий полёт, делится на "пилотов" и "бортпроводников".
"Бортпроводники". Те, кто на виду. Общественные деятели, артисты, политики, спортсмены. Люди, чья жизнь посвящена служению обществу, часто в ущерб личной жизни.
"Пилоты". Те, кого не видно. Люди принимающие решения и оказывающие влияние.
Чтобы оказаться в "экипаже", необходимо перестать быть "пассажиром".
Конец путешествия
Самой главной ценностью является жизнь.
Если не отгонять мысли о конечности жизни и постоянно иметь это ввиду, эффективность и насыщенность жизни всегда будет находиться на высоком уровне.
Нет необходимости постоянно себе напоминать о собственном финале, потому что он всегда виден. Если взлет уже позади, то посадка впереди. Достаточно не отводить глаза.
Пока продолжается полёт, ещё есть время успеть сделать всё, что необходимо и что хочется.
“
А теперь выйдем в ночь и пустимся в погоню за коварной обольстительницей, имя которой — приключение!
—Альбус Дамблдор,"Гарри Поттер и Принц-полукровка"