Завершение
  • Выдох не менее важен, чем вдох.
  • Новый день начнётся после того, как закончится ночь.
  • Впустить новое можно только отпустив старое.
  • Учимся расставаться с тем, что уходит, в последнем, 18-м сезоне подкаста "Мини-Курсы".
Всё кончается. И в этом горе. Но ещё и начинается вновь, и в этом счастье.
— Доктор Кто
1
Финиш
Смерть разрушает, но идея о смерти даёт энергию.
  • Всё что началось, закончится.
  • Всё, что родилось, умрёт.
  • Всё, что стартовало, финиширует. (Кроме того, что скоропостижно сошло с дистанции).
  • Бегун, стоя на старте, уже думает о финише.
  • Вы либо смотрите вперед и добегаете до финиша (необязательно первым), либо смотрите назад, и вас снимают с дистанции.
  • Чем меньше вы избегаете мыслей о неизбежном, тем насыщенней и полноценней ваша жизнь.
  • Вспомни о смерти. Забудь о смерти.
  • Тот кто смотрит в сторону финиша чаще живёт дольше, чем тот, кто крепко зажмуривается и застывает в неподвижности.
2
Прибытие
Не вставайте с кресел до полной остановки двигателей.
  • Прибытие самолета в пункт назначения означает конец рейса и начало нового этапа.
  • Чтобы сесть на рейс, нужно выбрать пункт назначения и заплатить за билет.
  • Если вы не выберете куда лететь, выберут за вас.
  • Вы прилетите тогда, когда прилетите. Не раньше и не позже.
  • Когда рейс закончен, вы не можете остаться в самолете. И тем более полететь назад. Выйти нужно в любом случае.
  • Выйдя из самолёта, вы можете лететь дальше или остаться там, куда прилетели.
  • Ваш пункт назначения может оказаться не таким, как вы себе его представляли.
  • Во время полёта ваши взгляды и ценности могли измениться и то место, куда вы прилетели может быть уже не таким желанным.
  • Чтобы лететь дальше, нужно опять заплатить. Временем, энергией или другими ресурсами. Их может быть недостаточно. И поэтому придётся какое-то время быть там, где вы есть.
3
Занавес
Вся наша жизнь — театр.
  • Пьеса уже написана. Роли розданы и заучены наизусть. Спектакль уже поставлен и отрепетирован. Билеты проданы.
  • После того, как опустился занавес, переиграть спектакль невозможно.
  • Но можно всегда прийти в театр в другой раз и посмотреть ещё раз.
  • И ещё раз. Пока не надоест.
  • И хоть пьеса будет та же, актеры те же, каждый новый просмотр будет приближать к пониманию, зачем это всё было нужно.
  • И однажды захочется поучаствовать в чём-то новом.
  • С каждым новым спектаклем потребность пересматривать уменьшается. Растёт уровень включённости в происходящее.
  • И тогда естественным образом будет возникать желание поаплодировать актерам, режиссёру и автору пьесы после окончания спектакля.
  • И неважно, что вы только что посмотрели. Драму или комедию. В душе останется благодарность.
4
Таинственный вечер
Утро зависит от предыдущего вечера.
  • Вечер не менее важен, чем утро.
  • Концепция "One day. One life":
  • Утро как детство, день как молодость, вечер как зрелость, ночь как реинкарнация.
  • Каждый новый день — новая жизнь. Прошлого дня уже нет. Будущий еще не настал. Есть только сегодняшний день.
  • От того как будет прожит вечер, зависит следующее утро.
  • Что посеешь утром, то и пожнёшь вечером.
  • И от вечернего урожая зависит, какие семена будут посеяны утром.
  • Одиночество, тоска и разочарование вечером может возникнуть, если день был прожит неэффективно.
  • Если же человек был занят своим делом, вечером появляется приятная усталость и чувство удовлетворения.
  • В любом случае, вечером активность естественным образом снижается.
  • И чем меньше вы делаете, тем лучше.
  • Для дел был день.
У каждого свой ежевечерний ритуал:
  • Принять расслабляющую ванну.
  • Послушать расслабляющую музыку.
  • Пораньше лечь спать.
  • Не наедаться на ночь.
  • Задёрнуть шторы.
  • Выключить свет.
Утро вечера мудренее, но и в вечере что-то есть.
— Владимир Высоцкий
5
Выезд из отеля
Спасибо за гостеприимство!
  • Метафора "Жизнь как пребывание в отеле".
  • Как бы тщательно я ни планировал свою поездку, я не знаю, как она пройдёт.
  • Отель, персонал отеля и город, в который я приехал, существовали задолго до моего приезда. Поэтому любые мои претензии смешны.
  • Ничего в отеле мне не принадлежит. Я гость.
  • Одни гости оставляют после себя хлам, бардак и неприятные воспоминания.
  • Другие оставляют свой номер таким же чистым, каким он был во время заселения.
  • Мы не можем перестроить и изменить отель за несколько дней пребывания.
  • Но мы можем быть благодарны за то, что было.
6
Кода
От хаоса к гармонии.
  • Кода — завершающая часть музыкального произведения.
  • После коды начинается самое интересное.
  • Главное в музыке не звуки, а то пустое пространство внутри, которое образуется после того, как звуки стихли.
  • Тишина, пустота, чистое восприятие реальности.
  • Музыка помогает прийти к этой тишине.
  • Если человеку грустно и он слушает грустную лирическую музыку, эти эмоции утихают быстрее.
  • Если человеку весело и он слушает что-то весёлое, его радость становится еще ярче и он проживает эти эмоции интенсивнее.
7
Точка.
.
  • Точка — самый определённый и ясный знак препинания.
  • После запятой следует продолжение,
  • После многоточия туман и неопределённость.
  • После вопроса ожидается ответ.
  • После восклицательного знака может быть возражение или дискуссия.
  • И только после точки возможно что-то по-настоящему новое.
  • И то не сразу, а через пробел.
8
Последняя уборка

Избавляемся от ненужного.

Оставляем необходимое.

  • Скандинавская традиция "Последняя уборка", когда в конце жизни человек осознанно освобождается от ненужного, может быть использована не только раз в жизни.
  • Переход в другой возраст (или статус), переезд в другой город, трудоустройство на новую работу — это новые жизненные этапы, в которых человек становится немного другим.
  • Трансформируется. Перерождается. Проходит через кризис.
  • На протяжении жизни мы заново рождаемся очень много раз.
  • Когда человек становится подростком, он пререстаёт быть ребёнком.
  • Когда девушка выходит замуж, она становится замужней женщиной.
  • Дважды в год в период межсезонья мы не просто так испытываем тревожные чувства.
  • Отмирает старое. Рождается новое.
9
Возвращение Одиссея
Есть только один путь — вглубь себя.
  • Один из основных сюжетов в мировой литературе — путешествие героя с преодолением препятствий и последующим возвращением домой.
  • Но возвращается он уже другим. Не таким, каким он был в начале пути.
  • Собственно, поэтому он и отправлялся в путешествие.
  • Обретя себя, главный герой осознаёт, что всё только начинается.
  • У самурая нет цели, есть только путь.
  • Но этот путь — путь к себе.
10
За вершиной
Но не легко и не быстро.
  • Завершение — это дойти до вершины и увидеть, что там находится.
  • До того, как альпинист взобрался на самый верх, он не видит, что находится вокруг. Он сосредоточен на том, что перед ним — скала, выступы и щели. Задача не только удержаться на высоте и не сорваться вниз, но и постепенно двигаться вверх.
  • И только достигнув своей цели, встав твердо на ноги, покоритель вершины может посмотреть вдаль и через какое-то время осознать, куда ему нужно двигаться дальше.
  • Но перед этим важно отдохнуть, перевести дыхание, отрефлексировать свои достижения и потери, сравнить свои ожидания с реальностью, отследить свой собственный прогресс и увидеть изменения вокруг.
Другие курсы