Новый день начнётся после того, как закончится ночь.
Впустить новое можно только отпустив старое.
Учимся расставаться с тем, что уходит, в последнем, 18-м сезоне подкаста "Мини-Курсы".
“
Всё кончается. И в этом горе. Но ещё и начинается вновь, и в этом счастье.
— Доктор Кто
1
Финиш
Смерть разрушает, но идея о смерти даёт энергию.
Всё что началось, закончится.
Всё, что родилось, умрёт.
Всё, что стартовало, финиширует. (Кроме того, что скоропостижно сошло с дистанции).
Бегун, стоя на старте, уже думает о финише.
Вы либо смотрите вперед и добегаете до финиша (необязательно первым), либо смотрите назад, и вас снимают с дистанции.
Чем меньше вы избегаете мыслей о неизбежном, тем насыщенней и полноценней ваша жизнь.
Вспомни о смерти. Забудь о смерти.
Тот кто смотрит в сторону финиша чаще живёт дольше, чем тот, кто крепко зажмуривается и застывает в неподвижности.
2
Прибытие
Не вставайте с кресел до полной остановки двигателей.
Прибытие самолета в пункт назначения означает конец рейса и начало нового этапа.
Чтобы сесть на рейс, нужно выбрать пункт назначения и заплатить за билет.
Если вы не выберете куда лететь, выберут за вас.
Вы прилетите тогда, когда прилетите. Не раньше и не позже.
Когда рейс закончен, вы не можете остаться в самолете. И тем более полететь назад. Выйти нужно в любом случае.
Выйдя из самолёта, вы можете лететь дальше или остаться там, куда прилетели.
Ваш пункт назначения может оказаться не таким, как вы себе его представляли.
Во время полёта ваши взгляды и ценности могли измениться и то место, куда вы прилетели может быть уже не таким желанным.
Чтобы лететь дальше, нужно опять заплатить. Временем, энергией или другими ресурсами. Их может быть недостаточно. И поэтому придётся какое-то время быть там, где вы есть.
3
Занавес
Вся наша жизнь — театр.
Пьеса уже написана. Роли розданы и заучены наизусть. Спектакль уже поставлен и отрепетирован. Билеты проданы.
После того, как опустился занавес, переиграть спектакль невозможно.
Но можно всегда прийти в театр в другой раз и посмотреть ещё раз.
И ещё раз. Пока не надоест.
И хоть пьеса будет та же, актеры те же, каждый новый просмотр будет приближать к пониманию, зачем это всё было нужно.
И однажды захочется поучаствовать в чём-то новом.
С каждым новым спектаклем потребность пересматривать уменьшается. Растёт уровень включённости в происходящее.
И тогда естественным образом будет возникать желание поаплодировать актерам, режиссёру и автору пьесы после окончания спектакля.
И неважно, что вы только что посмотрели. Драму или комедию. В душе останется благодарность.
4
Таинственный вечер
Утро зависит от предыдущего вечера.
Вечер не менее важен, чем утро.
Концепция "One day. One life":
Утро как детство, день как молодость, вечер как зрелость, ночь как реинкарнация.
Каждый новый день — новая жизнь. Прошлого дня уже нет. Будущий еще не настал. Есть только сегодняшний день.
От того как будет прожит вечер, зависит следующее утро.
Что посеешь утром, то и пожнёшь вечером.
И от вечернего урожая зависит, какие семена будут посеяны утром.
Одиночество, тоска и разочарование вечером может возникнуть, если день был прожит неэффективно.
Если же человек был занят своим делом, вечером появляется приятная усталость и чувство удовлетворения.
В любом случае, вечером активность естественным образом снижается.
И чем меньше вы делаете, тем лучше.
Для дел был день.
У каждого свой ежевечерний ритуал:
Принять расслабляющую ванну.
Послушать расслабляющую музыку.
Пораньше лечь спать.
Не наедаться на ночь.
Задёрнуть шторы.
Выключить свет.
“
Утро вечера мудренее, но и в вечере что-то есть.
— Владимир Высоцкий
5
Выезд из отеля
Спасибо за гостеприимство!
Метафора "Жизнь как пребывание в отеле".
Как бы тщательно я ни планировал свою поездку, я не знаю, как она пройдёт.
Отель, персонал отеля и город, в который я приехал, существовали задолго до моего приезда. Поэтому любые мои претензии смешны.
Ничего в отеле мне не принадлежит. Я гость.
Одни гости оставляют после себя хлам, бардак и неприятные воспоминания.
Другие оставляют свой номер таким же чистым, каким он был во время заселения.
Мы не можем перестроить и изменить отель за несколько дней пребывания.
Но мы можем быть благодарны за то, что было.
6
Кода
От хаоса к гармонии.
Кода — завершающая часть музыкального произведения.
После коды начинается самое интересное.
Главное в музыке не звуки, а то пустое пространство внутри, которое образуется после того, как звуки стихли.
Тишина, пустота, чистое восприятие реальности.
Музыка помогает прийти к этой тишине.
Если человеку грустно и он слушает грустную лирическую музыку, эти эмоции утихают быстрее.
Если человеку весело и он слушает что-то весёлое, его радость становится еще ярче и он проживает эти эмоции интенсивнее.
7
Точка.
.
Точка — самый определённый и ясный знак препинания.
После запятой следует продолжение,
После многоточия туман и неопределённость.
После вопроса ожидается ответ.
После восклицательного знака может быть возражение или дискуссия.
И только после точки возможно что-то по-настоящему новое.
И то не сразу, а через пробел.
8
Последняя уборка
Избавляемся от ненужного.
Оставляем необходимое.
Скандинавская традиция "Последняя уборка", когда в конце жизни человек осознанно освобождается от ненужного, может быть использована не только раз в жизни.
Переход в другой возраст (или статус), переезд в другой город, трудоустройство на новую работу — это новые жизненные этапы, в которых человек становится немного другим.
Трансформируется. Перерождается. Проходит через кризис.
На протяжении жизни мы заново рождаемся очень много раз.
Когда человек становится подростком, он пререстаёт быть ребёнком.
Когда девушка выходит замуж, она становится замужней женщиной.
Дважды в год в период межсезонья мы не просто так испытываем тревожные чувства.
Отмирает старое. Рождается новое.
9
Возвращение Одиссея
Есть только один путь — вглубь себя.
Один из основных сюжетов в мировой литературе — путешествие героя с преодолением препятствий и последующим возвращением домой.
Но возвращается он уже другим. Не таким, каким он был в начале пути.
Собственно, поэтому он и отправлялся в путешествие.
Обретя себя, главный герой осознаёт, что всё только начинается.
У самурая нет цели, есть только путь.
Но этот путь — путь к себе.
10
За вершиной
Но не легко и не быстро.
Завершение — это дойти до вершины и увидеть, что там находится.
До того, как альпинист взобрался на самый верх, он не видит, что находится вокруг. Он сосредоточен на том, что перед ним — скала, выступы и щели. Задача не только удержаться на высоте и не сорваться вниз, но и постепенно двигаться вверх.
И только достигнув своей цели, встав твердо на ноги, покоритель вершины может посмотреть вдаль и через какое-то время осознать, куда ему нужно двигаться дальше.
Но перед этим важно отдохнуть, перевести дыхание, отрефлексировать свои достижения и потери, сравнить свои ожидания с реальностью, отследить свой собственный прогресс и увидеть изменения вокруг.