обзор шестого сезона
Хорошо забытое новое
Переосмысление популярных концепций и формулировок.
Чем больше человек изучает материалы по саморазвитию, тем чаще попадаются похожие советы и рекомендации.
В шестом сезоне подкаста "Обратите Внимание!" были рассмотрены с разных сторон наиболее популярные из них.
1
Введение
Саморазвитие – область, которая интересна далеко не всем.
Или всем, но не сразу, а через какое-то время.
Сначала необходимо разобраться, как устроен мир вокруг.
Когда снаружи становится неинтересно, взгляд разворачивается внутрь.
Прежде чем приступить к практике, человек читает, смотрит, слушает много теоретических материалов.
Это разумный и естественный подход, который , впрочем, имеет ряд сложностей.
2
Сложности
Понимать – не значит усвоить.
"Понимание – приз для дураков", "Знать путь и пройти его – не одно и то же". Если только читать и слушать не практикуя, может возникнуть иллюзия, что процесс идёт. "Если я это знаю – значит я этим владею". Когда эта иллюзия развеется, можно сделать выводы, скорректировать действия и приступить, наконец, к практике. Если этого не произойдёт, может возникнуть разочарование, которое может привести к следующей сложности.

Фрустрация.
Если долго нет явных результатов и ощутимого продвижения (а также на стадии плато), может снизиться мотивация и возникнуть разочарование в практике саморазвития. Чтобы этого не произошло, важно видеть свой прогресс, регулярно пересматривая и переосмысливая проделанный путь. Важно также расчитывать свои силы и отдавать себе отчёт, что всё происходит вовремя. Не раньше.

Обратная реакция.

Людям свойственно защищать свои убеждения, даже если они деструктивны. Часто первая реакция на новое и непривычное – отторжение, сопротивление. Потребуется какое-то время, чтобы осознать, принять и прожить те истины, которые ещё не усвоены.

Взаимоисключающие постулаты.
Некоторые фразы могут противоречить сами себе. Например: "Будь здесь и сейчас!" и "Выйди из зоны комфорта!". Или такие: "Стань лучшей версией себя!" и "Прими себя таким, какой ты есть!" С опытом придёт способность видеть различия, тонкости и нюансы.

"Замыленный взгляд".
Нам свойственно обращать внимание на новое, неожиданное, непривычное. Всё то, с чем мы сталкиваемся постоянно, кажется нам серым, обыденным, привычным. И чем меньше мы уделяем внимание тому, что кажется нам естественным, тем больше вероятность, что это начнёт медленно ускользать. Важно сознательно удерживать внимание на необходимом.

Быть в меньшинстве.
Процент самостоятельных людей всегда был невысок. Сейчас ситуация медленно меняется в лучшую сторону и всё больше людей начинает осознавать необходимость саморазвития, тем не менее быть окружённым людьми с другими ценностями не всегда вдохновляет.
3
Эффективность
Почему чтение, просмотр и прослушивание материалов по саморазвитию всё-таки эффективно?

Повторение – мать учения.
Постоянно переключая своё внимание с развлекательного контента на полезную пищу для ума, человек наполняет своё подсознание новой информацией, которая постепенно накапливается. Эффект заметен не сразу, но очевидно снижение вреда от пустого поглощения бесполезного информационного фастфуда.

Прогресс гарантирован и неизбежен.
То, что накопило человечество за тысячелетия, проверено и доказано судьбами очень многих людей. Народная мудрость, пословицы и поговорки, вечные истины. Да, они неоригинальны, но они всегда свежи, бодрящи и полезны. Как полезна простая и чистая вода в отличие от сладкой и яркой газировки.

Предупреждён – значит вооружён.
Можно "набивать шишки" и двигаться наощупь, предварительно ничего не изучая, а можно всё-таки сократить издержки. Регулярное и систематическое изучение материалов по саморазвитию формирует эффективные модели мышления, которые помогают менее болезненно проходить через сложные жизненные этапы.

"Хочешь сделать хорошо – сделай это сам".
Каждый человек уникален и неповторим. У каждого свой путь. И только самостоятельно можно найти способы счастливо прожить свою жизнь.
Да, изучая опыт других людей.
Но самостоятельно.

Регулярность.
Не у всех есть возможность и желание пользоваться услугами специалистов (психологов, психотерапевтов, коучей, тренеров). Заниматься саморазвитием можно бесплатно и бесконечно. В искусстве быть собой нет предела совершенству.

Быть в авангарде.
Люди твёрдо стоящие на ногах, дышащие полной грудью и живущие своей жизнью встречаются нечасто. Чтобы быть таким человеком, требуется желание, смелость и настойчивость. И, в конечном счёте, оно того стоит.
4
Постулаты
Зона комфорта
  • То, что раньше работало, может перестать работать. Например, большие штаны для ребёнка через несколько лет могут оказаться маленькими штанишками. Не потому что штаны плохие, а потому что ребёнок вырос.
  • Всё постоянно меняется и однажды можно "вырасти из коротких штанишек". Чтобы не пришлось "догонять ушедший поезд", лучше заранее отслеживать начавшиеся изменения. Время от времени посещать курсы повышения квалификации, пересматривать соглашения с партнёрами (в бизнесе или в личной жизни), обращать внимание на новые тренды.
  • Новое необязательно некомофортно. Оно просто новое. Если человек начинает делать то, что до этого не делал, потребуется какое-то время на адаптацию. Новые ботинки могут натирать пару дней. Новый автомобиль, смартфон или компьютер могут и не быть удобными сразу. Вначале будет непривычно, но через какое-то время будет лучше и удобнее, чем было до этого.
  • На любом новом этапе по мере привыкания постепенно нарастает чувство комфорта. Но ничто не бывает вечным. Если комфортно очень долго, возможно уже начались изменения, но их пока не видно. Чтобы в спешке не адаптироваться к новому, имеет смысл заранее решать задачи из категории "Важно, но не срочно".
  • Хотя если вам комфортнее находиться в состоянии дедлайна, если спокойная и размеренная рутина демотивирует, то нет смысла заставлять себя делать что-то вам несвойственное.
  • У каждого человека своя зона комфорта. И скорей всего вы находитесь в ней прямо сейчас. Даже если вам так не кажется.
Взять ответственность
  • Брать на себя ответственность за свою жизнь не нужно. Вы уже несёте стопроцентную ответственность за свою жизнь. Вопрос в том, осознаёте вы это или нет.
  • Человек несёт ответственность за что-то (кого-то) перед чем-то (кем-то). Например, родители несут ответственность за своего несовершеннолетнего ребёнка перед законом. Когда ребёнку исполняется восемнадцать лет, он сам несёт ответственность перед законом за свои действия.
  • Мы несём ответственность перед тем (кем), на что (кого) повлиять не можем за то, на что (кого) можем повлиять. Например: я не могу повлиять на правила дорожного движения, но могу повлиять на свое поведение на тротуаре или пешеходном переходе.
  • Незнание законов не освобождает от отвественности.
  • Ответственность – это свобода действий внутри определённых рамок. Чем больше взятых на себя обязательств, тем больше ответственность. Но вместе с тем больше вознаграждение (моральное, материальное или их комбинация).
  • Вина и ответственность – не одно и то же.
  • Ответственность – способность отвечать на вызовы.
Быть проактивным
  • Есть два типа поведения: реактивное и проактивное.
  • Реактивное поведение – это когда человек неосознанно реагирует на внешний стимул.
  • Проактивное поведение – это способность осознанно выбирать свою реакцию на внешний раздражитель.
  • Первый этап – ничего не меняя в своём поведении, начать наблюдать за собой, своими поступками и реакциями.
  • Второй этап –выявлять закономерности и однотипные сценарии поведения.
  • Третий этап – успевать выбирать новые реакции на привычные раздражители.
  • Чем более проактивным становится человек, тем менее предсказуемыми становятся его действия. Этим человеком сложнее манипулировать.
  • По мере уменьшения реактивности растёт проактивность. Достигается это за счёт увеличения осознанности.
Простить и принять
Простить
  • Никого невозможно "простить". Возможно достичь такого уровня осознанности, на котором будет ясно, что никто ни в чём не виноват. Потому что никто никогда никому ничего не должен.
  • Маленький ребенок не в состоянии в полной мере осознать ответственность за свою жизнь. Он может этому научиться у родителей, если уровень их зрелости и осознанности позволяет это сделать. В противном случае родители "будут передавать по наследству" такие способы самоконтроля, как стыд и вина.
  • Безотносительно того, какие были родители, став совершеннолетним, человек может научиться заботиться о себе, не обвиняя себя и других.
  • Каждый человек поступает оптимальным образом, исходя из своего жизненного опыта, уровня осознанности, степени зрелости на текущий момент. Через пять лет он, возможно, поступит иначе. А сейчас это наиболее оптимальный вариант из всех возможных.

Принять

  • Чтобы что-то принять, необходимо сначала это увидеть. Как только это "что-то" попало в поле зрения, процесс принятия начался.
  • Потом пройти через пять стадий принятия (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие), по возможности не сопротивляясь естественным процессам. Психика сама адаптируется, не нужно помогать. Достаточно не мешать.
  • Иногда принятие происходит быстро. Например, человек рассчитывал на хорошую погоду, а вместо этого пошёл дождь. Через все пять стадий принятия можно пройти за минуту.
  • Иногда на то, чтобы что-то принять, потребуются годы. Тяжелая болезнь, смерть близкого человека, банкротство, развод – не всегда получается принять быстро.
  • Чтобы облегчить процесс принятия, полезно задать себе вопрос: "На какой из пяти стадий я сейчас нахожусь?". Получив ответ, можно увидеть перспективу и подготовиться к следующему этапу.
  • Чем выше осознанность, тем быстрее и менее болезненно проходит процесс принятия.
Испытывать благодарность
  • Практиковать благодарность невозможно. Она или есть, или её нет.
  • Когда человек находится на уровне выживания (ниже нуля), благодарность проявляется редко. Здесь задача удовлетворить базовые потребности.
  • Вымученная благодарность может привести к ненависти. В первую очередь к ненависти к себе за неискренность.
  • Когда человек перемещается на уровень изобилия (выше нуля), благодарность проявляется сама. Появляется понимание практической пользы от благодарности. Чем больше я благодарен, тем больше я получаю. Чем больше я отдаю того, что получил, тем ещё больше приходит в мою жизнь.
«Если у тебя есть посох, я дам тебе посох; если у тебя нет посоха, я отберу у тебя посох» Дзенский коан.
Рост через боль
  • Боль возможна в моменты трансформации или революции. При эволюционном развитии боль минимальна или её нет вовсе.
  • Напряжение, концентрация и фокусировка – не обязательно боль.
  • К выдающимся результатам могут привести эффективные действия, а не тяжёлый, изнурительный труд.
  • Если человек занимается тем, что у него хорошо получается и что ему приносит удовольствие, он может это делать много, долго, постоянно.
  • Если человек не предназначен для какого-то дела, даже минимальная нагрузка субъективно покажется невыносимой работой.
  • Боль может быть платой за отклонение от своего пути.
"Всё поистине великое достигается медленным, незаметным ростом".
Сенека.
Отложенное вознаграждение
  • Отложенное вознаграждение не подразумевает отсутствие удовлетворения в процессе достижения.
  • Если процесс превратить в игру, можно "растянуть удовольствие" так, что вознаграждение станет менее ценным, чем путь к нему. И наоборот, если ожидание вопринимается как тяжелое, мучительное испытание, то время "тянется" бесконечно.
  • Непривязанность к результату облегчает ожидание вознаграждения.
  • Стремление побыстрее получить желаемое не позволяет сконцентрироваться на решении текущих задач и только увеличивает время ожидания. В то время как полное погружение в процесс вводит в состояние "потока" и время пролетает незаметно.
Бесконфликтное общение и дистанция
Дистанция
  • Важна не только физическая, но и психологическая дистанция.
  • Дистанцирование – это проявление заботы и о себе, и о другом.
  • Умение увеличивать и сокращать психологическую дистанцию – это способ обрести самостоятельность во взаимоотношениях.
  • Научившись оберегать свои границы и уважать чужие, человек притягивает в свою жизнь людей с такими же навыками и ценностями.
  • Человеком, умеющим приближаться и удаляться, сложно манипулировать. Он ценит и бережет качественные взаимоотношения, но не зависит от людей до такой степени, чтобы соглашаться на токсичное общение.

Бесконфликтное общение

  • Если люди не хотят или не умеют договариваться, конфликты неизбежны.
  • Бесконфликтное общение возможно на высоком уровне осознанности.
  • Чем ниже уровень, тем острее и опаснее конфликт.
  • В детском возрасте в случае конфликта возможна драка. Подростки дерутся меньше, в этом возрасте конфликты решаются с помощью эмоций, скандалов, ультиматумов, шантажа. Во взрослом возрасте люди уже могут договариваться не прибегая к эмоциям и физическому воздействию на партнёра. И только зрелые и мудрые люди понимают друг друга без слов, видят и чувствуют чужие границы и болевые точки.
  • Избегать конфликтов или окунаться в них с головой – две крайности. Золотая середина – уметь договариваться, до того как начался конфликт. Но если он начался, не уходить от проблем, а решать их доступными средствами.
Признать ошибку
  • Признать ошибку – не значит извиняться за неё.
  • Извинения не меняют ситуацию.
  • Есть принципиальная разница между фразами "Простите меня" и "Мне очень жаль"
  • Когда человек говорит "Мне очень жаль", он говорит о своих чувствах. О том, что он испытывает в текущий момент. Он не выходит за свои границы, советуя другим, что им нужно делать.
  • Когда человек говорит "Простите меня", он предлагает собеседнику проделать какую-то работу: "Ситуация произошла, я сделал ошибку и вы испытываете в связи с этим негативные чувства. И теперь, в дополнение к этому, вам нужно меня извинить. То есть, избавить меня от вины."
  • Человек несёт ответственность за свои ошибки. Перед законом, перед обществом, перед своей совестью. Чем больше ошибка, тем больше последствия.
  • Фраза "искупить грех" означает "заплатить за ошибку".
  • Признать ошибку – увидеть её. Не отводить от неё глаз. Не убеждать себя и других, что ошибки нет.
  • Чем больше ошибок, тем меньше ошибок. Если человек делает выводы из своих ошибок, то у него накапливается опыт и со временем его действия будут более адекватные, уместные и точные.
Начать с чистого листа
  • Полностью обнулиться невозможно.
  • Настоящее и будущее базируется на прошлом опыте.
  • Любой опыт полезен. Даже горький. Особенно горький.
  • Невозможно построить второй этаж, не построив перед этим первого.
  • Начать с чистого листа – это перейти на следующий уровень, который начнётся тогда, когда выучены уроки и сданы экзамены на предыдущем уровне.
  • Кто не сдал экзамен – остаётся на второй год.
  • На новом этапе будут более сложные, более амбициозные задачи.
Найти ментора, учителя, наставника
  • В самом начале жизненного пути человек может впасть в одну из крайностей. Либо делает по-своему, не слушая никого. Либо делает, как сказали, не считаясь с собственными потребностями и желаниями. Золотая середина: делать своё дело, учитывая опыт других людей.
  • Чтобы найти себе наставника, помимо денег и везения, важно чтобы был контакт. Даже самый опытный профессионал не сможет помочь, если нет ученик не готов.
  • В зависимости от того, в какой позиции находится ученик, зависит эффективность обучения.
  • Если человек находится в позиции жертвы (инфантильная, пассивная, реактивная позиция), он смотрит на взаимодействие ученика и учителя следующим образом: "Ученик – это тот, кого учат. Учитель – это тот, кто учит".
  • Если человек находится в авторской позиции (взрослая, зрелая, проактивная позиция), восприятие дуальной пары "ученик – учитель" такое: "Ученик – это тот, кто учится. Учитель – это тот, у кого учатся".
  • Учителем может быть не только человек, но и жизненная ситуация, художественное произведение или опыт. (Как свой опыт, так и чужой. Как позитивный, так и негативный).
  • Человек может быть учителем сам себе.
"Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма".
Уинстон Черчилль.
Позитивно мыслить
  • Позитивная психология – это не борьба с негативными эмоциями и переживаниями.
  • Подавляя негативные эмоции, человек подавляет и позитивные. Невозможно заглушить какие-то эмоции выборочно. Можно подавить эмоциональную сферу в целом (например сильными препаратами).
  • Негативные эмоции предупреждают и оберегают. Это как лампочка на панели приборов в автомобиле, предупреждающая, что заканчивается бензин. Можно сломать эту лампочку или заглушить неприятный звук, сделав погромче радио, но бензина в бензобаке от этого не станет больше.
  • Эмоциональная боль, так же как и физическая, может предупреждать о нарушениях в организме. Можно заглушать зубную боль обезболивающими таблетками, но это не избавит от необходимости лечить зуб.
  • Позитивные эмоции поддерживают и направляют. Они сигнализируют, что человек двигается в правильном направлении. Свежее дыхание после чистки зубов, полный бак бензина – приятное ощущение контроля своей жизни.
Быть здесь и сейчас
  • Человек, в отличие от животных, обладает абстрактным мышлением, умением образно мыслить. О чём бы мы ни фантазировали, мы всегда находимся "здесь и сейчас".
  • На высоком уровне осознанности человек понимает, что прошлое и будущее – не более, чем концепции, которые он может эффективно использовать для проживания текущего момента. Это как в кинотеатре: зритель может погружаться в любую реальность, которую показывают на экране, но в действительности это белое полотно на стене, на которое проецируются движущиеся картинки.
  • Мозг человека очень часто не видит разницы между тем, что происходит в действительности и тем, что происходит в воображении. Представляя сочный лимон, мы можем почувствовать реальную слюну во рту. Вспомнив что-то неприятное из прошлого, мы можем испытать страх или гнев, хотя в объективной реальности этого события может и не быть.
  • Существует две крайности. Первая: ничего не делать в настоящем, погружаясь в прошлое или будущее. Вторая: делать много ненужного, не извлекая уроков из своего опыта и не имея стратегических планов.
  • Когда человек слишком сильно погружается в прошлое или будущее, он мало делает для себя в настоящем. И это может происходить по двум причинам. Первая причина: он напуган и зажат, вспоминая травмирующие эпизоды из прошлого, либо представляя страшное и катастрофичное будущее. Вторая причина: он идеализирует прошлое и будущее. Ностальгирует по "лучшим временам", которые ушли навсегда и никогда не повторятся, либо ждёт наступления "прекрасного будущего", постоянно откладывая активные действия в настоящем.
  • Когда человек отказывается думать о своём прошлом и/или будущем, это приводит к одной из ситуаций. Первая: он живет только сегодняшним днём. Неважно, что было вчера и что будет завтра. Живём один раз, а там трава не расти. Не делаются выводы из прошлого опыта, нет планов на будущее. Вторая ситуация: человек живёт не для себя, а для кого-то или чего-то (ради детей или родителей, ради процветания бизнеса, страны или мира) в ущерб собственным интересам. Не заботится о своём будущем и не подпитывает свою самооценку позитивными воспоминаниями, успехами и достижениями.
  • Быть здесь и сейчас – это не пугаться прошлого и не романтизировать его, а учиться на своём опыте, а также не идеализировать и не бояться будущего, а ставить цели и идти к ним, получая удовольствие в процессе.
  • Уметь работать со своим прошлым и будущим – это не погружаться в них с головой и не отказываться полностью от анализов и планов.